Познание: видение и осознание

10/24/2013, No Comment

Из трактата «О благородном человеке» (Vom edlen Menschen), Мастера Экхарта. 20-22.

Но существует еще другое объяснение и учение связанное с человеком, которого Христос называет «благородным». А именно следует знать, что те, кто познает Бога без занавеса, вместе с Ним познает творения. Ибо познание является светом души, а все жаждут его по самой своей природе, ибо благо познание даже плохого. Так говорят учителя: когда мы познаем творения в их собственной сущности, называется это вечерним познанием; видим тут творения в различных образах. Когда же мы познаем их в Боге, это так называемое утреннее познание*; здесь видим их освобожденными от различий, образов и подобий, в Едином, которым является сам Бог. Это также означает «благородного человека». Христос сказал о нем: «Один благородный человек отправился» - «благородный», ибо является одним, в котором познает Бога и творения.

Определение «благородный человек» имеет еще другое значение, попробую его вам сейчас пояснить. Послушайте. Когда человек – его душа и дух – всматривается в Бога, тогда осознает это и познает себя как познающего, другими словами познает, видя и познавая Бога. Так некоторым людям казалось что – и это, по всей видимости, достоверно – что цветком и стержнем счастья является это познание, благодаря которому дух знает, что познает Бога**. Ибо, если бы моей участью стало все возможное наслаждение, но я не осознавал бы его, в чем бы это мне помогло и зачем бы оно мне было нужно? Я, однако, утверждаю с полной уверенностью, что это не так. Без этого знания душа не была бы счастлива, это правда, но само счастье заключается в чем-то другом. Первым основанием счастья души является непосредственное видение Бога. Из него берет она свое бытие и жизнь. Все чем она является, черпает из глубины Бога и полностью чуждо для нее тогда познание, любовь и что бы то ни было иное. Окутана она глубокой тишиной, существует для нее только и исключительно бытие Божие. Кроме бытия и Бога не знает она тогда ничего. То, что она знает и осознает, что Бога видит, познает и любит, в порядке натуры означает выход из первого и обращение к нему в акте осознания***; ибо только тот познает себя как белого, кто действительно такой. Поэтому также тот, кто познает себя как белого, опирается и созидает на бели, но источником его познания (себя как белого) не является сразу, бессознательно и непосредственно цвет. Познание цвета, знание о нем, черпает он из того, что является белым, а не исключительно из цвета в нем самом. Познание это и знание черпает он скорее из цветного предмета, в этом случае – белого; познает себя как белого. Белое является чем-то более малозначимым и более внешним, чем белый предмет. Стена и фундамент, на котором она опирается – это две разные вещи****.

Учителя говорят, что глаз при помощи одной силы видит, а благодаря другой – познает, что видит*****. Источником первого познания (то есть самого видения) не является цветной предмет, но исключительно цвет и не имеет никакого значения, камень это или дерево, человек или ангел; главное, чтоб имел он какой-то цвет.

* Учение об утреннем и вечернем познании принадлежит св. Августину. Ср. De Gen. ad litt., IV, 23,40 (PL 34,312n).

** В Проповедях Экхарт часто размышляет о проблеме вечного счастья, над которой в его время много спорили. Там, однако, проблема сводилась чаще всего к решению вопроса о том, является ли ее фундаментом познание или любовь, причем Экхарт стоит по стороне познания. Тут как видно, проблема более тонкая. Речь идет о решении вопроса, какое познание является фундаментом счастья, само видение или уже его осознание.

*** Фрагмент, начинающийся словами «Первым основанием…» до слов «в акте осознания» практически дословно повторяется Генрихом Сузо в Книге Истины. Для переводчиков наибольшей трудностью является последнее предложение: so ist das der natürlichen Ordnung nach ein Ausschlag aus dem und ein Rückschlag in das Erste. Старонемецкое uzslac (Ausschlag) – «выход» и widerslac (Rückschlag) – «обращение» K. Ruh передает словами Austreten и Rückwendung, которые немного объясняют. Das Erste (первое) это наиболее правдоподобно само видение, то есть наивысшая ступень созерцания, в котором активность человеческого духа не только не устает, но, наоборот – под влиянием полной открытости на действие Святого Духа становится особенно интенсивной; поскольку однако человек не пользуется в этом состоянии идеями и понятиями, а также не только не чувствует трудности в действии, но получает наивысшее наслаждение, поэтому кажется ему, что он погружен в молчание и сон. «В порядке натуры», значит - тут на земле, (а о таком видении в этом предложении идет речь) осознание акта познания и любви Бога означает прерывание самого видения и возвращение духовных сил к нормальному функционированию.

**** В этом сравнении служащем выяснением разницы между видением Бога и нашим осознанием этого знания, этому последнему соответствует конкретный белый предмет, а белый цвет относится к самому видению.

***** В томистической доктрине этой «другой силой» является т.н. общее чувство, то есть чувственное познание, в котором концентрируются познавательные акты всех органов чувств и могут быть различимы. См. Summa Theologiæ 1, qu. 78, a 4, ad 2.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

окончание

No Comment

Отправить комментарий