Пьер Сюблейра (1699, Сен Жиль дю Гар -1749, Рим) - французский живописец, почти всю жизнь проживший в Италии. Сын художника из Юзеса, он учился мастерству живописи в Тулузе у Антуана Ривальца. В 1726 году Сюблейра переезжает в Париж и обучается в Академии художеств, в которой блестяще проявляет свой талант. В 1728 году он отправляется в поездку в Рим, где решает остаться и поселяется в Палаццо Манчини, довольно быстро приобретя славу искуссного живописца. В 1740 году кардинал Сильвио Валенти Гонзага, оказывавший покровительство художнику, рекомендовал его Папе Бенедикту XIV. По просьбе Папы Сюблейра пишет картину «Месса Св. Василия» и исполняет эскизы для мозаик собора Св. Петра, став таким образом единственным французским художником, получившим заказ для этого собора.
Картина «Мистический брак Святой Екатерины» также была написана по заказу Папы Бенедикта XIV, который провозгласил Екатерину де Риччи святой 29 июня 1746 года, и скорее всего, предназначалась для того, чтобы увековечить событие её канонизации.
Нам более известна история мистического брака святой Екатерины Сиенской, нашедшая свой отображение во многих произведениях искусства. Однако в жизни Святой Екатерины де Риччи также имело место мистическое обручение. Вот как оно описывается в одной из её биографий:
Как в случае со святой Екатериной Александрийской, святой Екатериной Сиенской и блаженной Екатериной Ракконигской, Господь совершил мистическое обручение со святой Екатериной де Риччи. Этот брак имел два аспекта глубокого воздействия на жизнь Екатерины: он дал ей участие в любви Христовой, а также участие в Его Страстях.
С момента её вступления в монастырь Сент-Винсент в Прато (Италия), св. Екатерина де Риччи отличалась глубокой любовью к Господу и переживала опыт мистических встреч с Ним. Он вел с Екатериной столь задушевные беседы, что она часто полностью отстранялась от всего остального. Другие сёстры были готовы изгнать её из монастыря из-за того, что она казалась невнимательной. В конечном итоге эта любовь увенчалась даром мистического обручения на Пасху в 1542 года, когда наш Господь сказал Екатерине: «Получи, дочь, это кольцо как залог и знак того, что ты есть и всегда будешь Моей».
В центре картины мы видим святую Екатерину, заботливо поддерживаемую Богоматерью. Полный любви взгляд Екатерины обращён к Иисусу, одевающему обручальное кольцо на безымянный палец её левой руки. Голову Екатерины венчает терновый венец – символ её мистической сопричастности страстям Христовым. В руке Иисуса – хоругвь, символизирующая Его Воскресение и победу над смертью. Лица участников мистического обручения преисполнены спокойного достоинства и величественной красоты. Их окружают ангелы, один из которых держит лилию – символ чистоты, а другой – крест. Ещё один ангел подносит на блюде букет прекрасных цветов. Тёплый золотистый колорит картины наполняет её миром, тогда как контрасты света и теней привносят в неё динамику и экспрессию.
Справа изображён святой Фома Аквинский, который выглядит несколько отстранённо, будучи погружённым в созерцание происходящего. Возникает вопрос: что связывает Екатерину де Риччи и Фому Аквинского – двух доминиканских святых, живших в разные эпохи?
Ответ можно найти в книге Ф. M. Кейпс "Святая Екатерина де Риччи: её жизнь, её письма, её община", где, в частности, описывается одно из удивительных видений этой святой:
...в течение краткого периода времени (её поразили) две странные болезни, которые приняли форму внезапного отравления, с самыми сильными внутренними болями, большой отёчностью тела, дрожью и судорогами. От них она была чудесным образом исцелена: Рацци (биограф св. Екатерины де Риччи) говорит нам, что в видении святой Фома Аквинский не только излечил её, но преисполнил её утешением, увещевал её чаще приступать к Причастию и сказал ей, что по её молитвам душа её матери была освобождена из чистилища.
Вот так удивительно встретились святая Екатерина и святой Фома, являя тем самым, что для общения святых не существует преград ни в пространстве, ни во времени.
Картина «Мистический брак святой Екатерины» находится в частном собрании произведений искусства в Риме, а её эскиз – в Смит-Колледже в Нортемптоне.
Юлия Карлова ОРs
Отправить комментарий