Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.
В этой жизни существуют два вида знания о жизни вечной. Источником первой является сам Бог, посланный Им ангел или также некое особенное Его откровение. Но происходит это, однако очень редко и только немногие удостаиваются такого откровения.
Второе знание несравненно лучше и полезней; зачастую оно становится доступно для всех совершенных в любви. Ибо оно рождается из любви и дружественного общения с Богом в человеке, который на Него безгранично уповает, и полностью доверят Ему, исключая всяческие сомнения, что проистекает из любви к Нему одинаковой во всех творениях. И даже если бы все они против него выступили и сговорились, чтоб оставить его на милость его собственной судьбе, даже если бы сам Бог отрекся от него, такой человек не перестал бы уповать, ибо любовь не может быть недоверчивой и с полным доверием ожидает только добра. Между любящим и возлюбленным не должно существовать никаких объяснений, ибо Бог, когда чувствует, что человек является Его другом, знает тогда, что для него доброе и наполняет его счастьем. И даже если ты будешь чувствовать себя Его наилучшим другом, будь уверен, что Он предан и близок тебе бесконечно более. Ибо Он является самой верностью – в этом нельзя никак сомневаться. Все, кто любят Его, уверены в этом.
Эта уверенность намного большая, полнейшая, более подлинная чем первая и не может никого обмануть, в то время как вдохновение может ввести в заблуждение и оказаться ложным просветлением. Эта же уверенность чувствуется всеми силами души и не может она обмануть тех, кто воистину любит Бога; сомнения в этом знании кажутся им равно невозможными, как и сомнения в самом Боге, ибо как говорит св. Иоанн, «любовь изгоняет страх» (1 Ин 4, 18). Читаем также: «любовь покрывает множество грехов» (1 Петр 4, 8). Ибо где появляются грехи, там не может быть полного упования и любви; любовь полностью затмевает грехи, не знает их. Не в том смысле, как если бы они никогда не были совершены, но так что полностью стирает и устраняет, как бы их никогда и не было. Все деяния Божьи совершенны и обильны, поэтому, когда Бог отпускает грехи, отпускает их полностью и без остатка, при этом охотнее прощает большие, чем малые, и именно это рождает полное упование. Я считаю это чем-то более значимым, без сомнения лучшим, заслуживающим большей награды и чем-то более постоянным, чем первое знание, ибо ему не может помешать ни грех, ни что-либо другое. Ибо люди, в которых Бог находит равную любовь, также равно судит, независимо от того как тяжко, или вообще согрешили. А кому более прощено, тот также должен больше любить – согласно словам Христа: «Кому больше прощено, тот больше должен любить» (ср. Лк 7, 47).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий