Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.
Ты должен знать, что склонность к злу праведному человеку приносит немалые и блаженные плоды. Вот послушай! Имеем двоих людей. Одному не докучает никакая слабость, или если даже – то совсем небольшая. Другой постоянно испытывает какие-либо искушения; такая уж его природа. Соотносительно с обстоятельствами, присутствие внешних вещей побуждают в нем внешнего человека к гневу, поискам тщеславия или к чувственным утехам. Но в своих высших силах он пребывает непоколебимым в стойком решении и не хочет допустить зла, отбрасывает как искушение гнева, так и искушения всяческих других грехов; всеми силами побеждая слабость. Может быть, мы имеет тут дело со слабостью, коренящейся в самой природе, ибо существуют люди с рождения склонные к проявлению гнева, гордыни или других недостатков, но, не смотря на это, не хотят совершить грех. Таким следует воздать намного большее признание, чем первым, намного большей будет их награда, а их добродетель – благороднее. Ибо, согласно словам св. Павла, добродетель совершенствуется только в борьбе – «сила совершается в немощи», говорит он (2Кор 12,9).
Склонность к греху не является грехом, является таковым только согласие на грех, добровольный гнев, например. Если бы праведный человек имел тут возможность выбора, не должен желать освобождения от склонности к греху, ибо без нее не овладел бы ни уверенностью, ни умиротворением в каких-либо делах или поступках, был бы также лишен славной борьбы, победы и награды. Ибо искушение и побуждение к злу умножают добродетель и награду за труд. Плохие склонности побуждают к белее ревностному, напряженному совершенствованию в добродетелях, образуют как бы мощное, острое стрекало, побуждающее к действию и добродетели, ибо, чем слабее чувствует себя человек, тем больше должен он вооружиться силой к победе, ибо как добродетель, так и недостаток имеют обитель свою в воле.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий