Бартоломе родился в Севилье в 1484 году. Его отец, Франсиско Касаус или Касас был спутником Колумба во время его второго путешествия в Америку в 1493 г.
Бартоломе получил высшее образование в университете Саламанки, окончив юридический факультет. В 1502 году он принял участие в экспедиции на Испаньолу (Гаити), руководил которой Николай де Овандо. В 1502-13 годах он участвовал в завоевании Антильских островов, и в качестве награды получил землю и рабов-индейцев, согласно рабской системе «энкомьенда»*.
В 1510 году он был рукоположен в священники.
Более 10 лет пребывания на Антильских островах произвели в нем драматическое внутреннее обращение, в результате которого он начал бороться с системой энкомьенды. С 1514 года он начинает критиковать колониальную политику, а в 1516 году кардинал Франсиско де Сиснерос официально назначает его представителем прав индейцев. В 1522 году он вступает в Доминиканский Орден. Он пребывал на Кубе, в Перу, Никарагуа, Венесуэле и Мексике; в 1543-47 годах был епископом Чьяпас (юго-восток Мексики). В 1547 году вернулся в Испанию.
Почил 31 июля 1566 около Мадрида.
Бартоломе был сторонником мирной христианизации и защитником индейцев. Защищал их от убийств, притеснений и рабского труда. Предпринимал попытки улучшения их тяжелой ситуации путем организации самостоятельных индейских колоний на территории нынешней Венесуэлы. Защищая права индейцев, многократно отправлялся в Испанию и не смотря на множество противников стал инспиратором издания Карлосом I «Новых Законов» (обнародованных в 1542 г.), запрещающих заключать индейцев в рабство и принуждать их к работам на плантациях.
Деятельность Лас Касаса неоднозначно оценивалась и подвергалась критике как со стороны современных ему, так и нынешних историков. Так, например в 1550 г. имел место спор между Лас Касасом и Хуаном де Сепульведа касательно применения силы против индейцев. Сепульведа утверждал, что испанцы могут захватывать земли коренных племен и такое право дает им низкий уровень цивилизации и варварские практики этих племен, являющиеся препятствием в процессе их обращения в христианство. Поэтому испанцы должны определенным образом контролировать этот процесс. Лас Касас был против использования какой-либо силы вообще, как в процессе обращения, так и попытках обеспечения порядка и гарантии безопасности для миссионеров. Он был убежден, что любая война против индейцев является несправедливой. Считал, что индейцы могут присоединиться к христианской общине исключительно благодаря мирным контактам с миссионерами, а присутствие вооруженных людей негативным образом влияет на коренных жителей. Такой подход повлек за собою неприятные последствия: множество миссионеров были вынуждены спасаться бегством или погибли от рук индейцев вооруженных отравленными стрелами.
Высказывания Лас Касаса не подвергались никакой цензуре, короли и министры выслушивали его внимательно, требовали анализировать его критику и предложения. Противников Лас Касаса корона обязывала молчать. Его требования касательно безусловного обеспечения прав для индейцев имели также свои негативные последствия. Испанские землевладельцы перестали затруднять на работах индейцев и начали откликаться на предложения голландцев, англичан, португальцев и французов, которые предлагали дешевых рабов из Африки. Поначалу Лас Касас считал ввоз африканских рабов меньшим злом, поскольку они были более выносливыми к тяжелой работе, чем индейцы. Позднее он сожалел об этом.
Бартоломе де Лас Касас является автором работ по истории и этнографии Южной и Центральной Америки, среди которых двухтомник «Истории индейцев» (Historia de las Indias) издана в 1561 г., наиболее известной работой Лас Касаса является «Краткое описание уничтожения индейцев» (Brevísima relación de la destrucción de las Indias) издана в Севилье в 1552 г., в которой он описывает преступления, совершенные завоевателями Америки по отношению к индейцам.
* Энкомьенда (исп. encomienda — букв. — попечение, защита) форма зависимости населения испанских колоний от колонизаторов. Введена в 1503 г., отменена в XVIII веке. Местные жители «поручались» к энкомендеро (поручителю) и обязаны были платить налог и выполнять повинность. Изначально энкомьенда предполагала ряд мер, которые должны были проводиться колонистами, по обращению индейцев в христианство и приобщение их к европейской культуре. Однако совершенно естественно в ходе воплощения в жизнь она почти повсеместно выродилась в рабство.
Отправить комментарий