Наиболее разумный способ совершения деяний

10/15/2011, No Comment

Из книги Духовных поучений (Die rede der underscheidunge) Мастера Экхарта.

У многих можно пронаблюдать, что дела, с которыми они сталкиваются, не ставят перед ними никаких препятствий и не оставляют в них постоянных привязанностей. Для того, кто этого желает это совсем не трудно, ибо, где сердце полное Бога, там не может быть места ни для какой твари. Но мы не должны довольствоваться этим, ибо нашей обязанностью является черпать изо всех вещей наиболее возможную пользу*, что бы это ни было, где бы мы не находились, что бы мы не видели или слышали, не смотря на то каким чуждым и неуместным нам бы это не казалось. Только тогда, не ранее, мы окажемся на правильном пути. Также, никогда человеку нельзя останавливаться – наоборот, пусть без устали развивается и в этом развитии пусть действительно все больше достигает.

Пусть также в каждом своем деянии, и каждом поступке внимательно руководствуется разумом, во всем пусть имеет бдительный взгляд в самого себя, в своё нутро, а в каждой вещи – пусть находит Бога самым совершеннейшим способом. Ибо он должен слушаться слов Иисуса: «будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего» (Лк 12, 36). О, те, кто так ждет, те воистину бдительны и внимательно следят, с какой стороны появиться ожидаемый, высматривают его во всем, что случается, даже наперекор самым себе – возможно, он находиться именно там. Также точно и мы должны во всем сознательно выискивать Господа. Необходимо здесь рвение, нужно испробовать все, что мы можем достигнуть при помощи собственных сил и чувств. Только тогда мы окажемся на правильном пути, и во всех вещах будем одинаково распознавать Бога, и в каждой – находить Его в равной мере.

Один поступок, несомненно, отличается от другого, но если бы кто-нибудь совершал поступки с одинаковой предрасположенностью, они были бы равны друг другу. Если кто-нибудь следовал правильным путем и обрел Бога как собственное благо, тому Он бы являлся ясно и непосредственно, как в полностью светском, так и в наиболее Божественном поступке. Конечно, прошу это понимать не в том смысле, что человек должен делать что-то мирское или неуместное, но, что он должен направлять к Богу все замеченные и услышанные внешние вещи. Тот, для кого Бог таким образом во всем существует, кто обладает и пользуется совершеннейшим способом своим разумом, тот и только тот наслаждается истинным миром и пребывает в Царстве Небесном.

Кто хочет держаться правильного пути, тот должен выбрать одно из двух возможностей: или научиться находить и признавать во всех поступках Бога, или отречься от всех них. А так как в этой жизни человек не может обойтись без разнообразных действий неотъемлемых от человеческого существования, остается нам только учиться обретать Бога и избегать препятствий во всех поступках и местах. Поэтому также, когда начинающему случиться что-либо делать среди людей, пусть он сперва наполнится Богом, настолько насколько сможет, пусть Его крепко поселит в своем сердце и соединит с Ним все свое стремление, мысль, желания и свои силы, так чтобы в нем не осталось места ни для какого-либо иного образа**.

* «Пользу» этот человек найдет тогда, когда как автор заметил ранее, «присутствие Бога для него будет блистать без наименьшего усилия с его стороны». Весь процесс аскезы является необходимым приготовлением человека к тому, чтобы Бог мог постоянно поселиться в его сердце, что бы присутствовать в нем, как свет, постоянно блистающий пред его очами. Это же слово leuchten (блистать) будет появляться и далее.

** «Образ» - слово, очень часто появляющееся в Проповедях, здесь имеет глагольную форму (auf dass sich nichts anderes in dem Menschen erbilden könnte). У Экхарта оно имеет очень широкое значение: воображение, понятие, аскетическая практика, методы ведения внутренней жизни, всевозможные формы познания, желания и владения – все это у Экхарта может быть названо «образом». Далее он различает образы внутренние и внешние. Свобода от них это не полное их отсутствие (это бы было невозможно), но отсутствие привязанности, свобода от «присвоения» какого-либо добра, то есть от владения им mit Eigenschaft, свобода от Ich-Bindung.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий