Бартоломео Мурильо «Дарование Розария св. Доминику»

6/16/2011, No Comment

Бартоломео Эстебан Мурильо (1618 † 1682 г.) испанский живописец периода барокко, первый президент Академии Искусств в Севилье. Учился живописи у Хуана Кастильского, на его творчество оказали сильное влияние Сурбаран и Хуан де лос Роэлас (есть мнение, что вдохновением для этой работы Мурильо послужила именно картина Роэласа «Видение св. Бернарда»).

Мурильо был глубоко верующим человеком, терциарием Ордена Францисканцев и писал в основном религиозные полотна, но часть творчества составляют так же зарисовки уличной жизни. Две любимые темы картин Мурильо это Дева Мария (за что он получил прозвище «художник Мадонн»), и небесные видения и чудеса.

Интересующая нас картина представляет известную легенду о даровании Розария Пресвятой Девой святому Доминику. Существует несколько версий этой легенды. Великий проповедник и доминиканский терциарий - св. Людовик Гриньон де Монфор, пересказывает ее следующим образом:

«Вот уже несколько лет, как Доминик проповедовал Слово Божье катарам, но все его старания так и не давали результата. Казалось, что все его проповеди, убеждения, неустанные путешествия по зараженной ересью территории не имели смысл. Видя, что тяжесть грехов альбигойцев делает невозможным их обращение, Доминик ушел в лес в окрестностях Тулузы три дня и три ночи пребывал там на молитве. В это время он ничего не делал, только рыдал и предавался суровым покаянным практикам, чтобы отвратить гнев Всемогущего Бога. Он с таким усердием употреблял дисциплину, что его тело было порвано в клочья. В конце концов, он потерял сознание. Тогда явилась ему Пресвятая Матерь в окружении трех ангелов и сказала:

- Дорогой Доминик, знаешь ли ты, какое оружие хочет использовать Блаженная Троица, чтобы изменить этот мир?

- О, моя Госпожа, - ответил св. Доминик, - Ты лучше меня знаешь, ибо Ты всегда находилась подле Иисуса Христа, будучи главным орудием нашего спасения.

Тогда Пресвятая Матерь сказала:

- Хочу, чтобы ты знал, что настоящим тараном в этой борьбе всегда остается Ангельский Псалтырь, который является краеугольным камнем Нового Завета. Поэтому, если ты хочешь добыть эти черствые души и приобрести их для Бога, провозглашай мой Псалтырь.

Св. Доминик поднялся, и горя ревностью об обращении люда из этих околиц, направился прямиком в кафедральный собор. В тот же час невидимые ангелы забили в колокола, чтоб собрать людей на проповедь святого. В самом начале его проповеди началась неистовая буря, земля затряслась, солнце утратило свое сияние, а громы и молнии были такими сильными, что всех охватил страх. Но еще больший ужас охватил их, когда они взглянули на образ Пресвятой Девы Марии, находящийся в главном алтаре и увидели, что Мария троекратно возносит к небу ладони, чтоб призвать Божью справедливость, если люд не обратится, чтобы исправить свой образ жизни и чтобы искать заступничество и опеку у Пресвятой Богородицы. Бог пожелал, чтоб посредством таких сверхъестественных знаков распространить новую форму молитвы святого розария и сделать ее широко известной. В конце концов, в ответ на молитву св. Доминика буря утихла, а он начал учить. И так пламенно и убедительно выяснял значение и ценность святого розария, что практически все жители Тулузы приняли его и отбросили лживые верования. Уже вскоре в городе можно было заметить множество изменений в лучшую сторону. Люди начали вести христианский образ жизни и оставили свои злые нравы.»

Картина одновременно и религиозна и идеальна, а также слишком наполнена, в отличие от других его работ, более лиричных по своему духу. Она была написана для Архиепископского дворца в Севилье, возможно, это определило ее характер. Нужно признать, что вообще по своему стилю эта картина отлична от других произведений кисти Художника, возникает даже справедливый вопрос, а Мурильо ли это? Этот факт можно, наверное, объяснить тем, что это была одна из ранних работ Мастера.

Сцена передачи наполнена музыкой небесных гармоний. Все происходит в очень торжественной обстановке – обилие ангелов и сияния усиливает выразительность и живость лиц, подчеркивает важность события. Центр движения сосредоточен на св. Доминике – к нему ведут характерные для барокко крупные складки на зеленом покрывале Марии, рука и взгляд которой также устремлены в его сторону. Ярче всего освещены голова и одежды св. Доминика, его молодое лицо. Его фигура направлена слева направо, что создает линию движения на полотне. Его образ здесь двойственен – Доминик показан одновременно и полным сил и немного уставшим, полным эмоциональной глубины и по детски восторженным, готовым к чуду.

С безбоязненной готовностью, решительностью раскрывается нам св. Доминик. Очень красивы его хрупкие руки бережно принимающие чётки. Фигура Марии намного больше, значимее и находится в центре, на облаке славы поддерживаемая херувимами. Зеленые складчатые одежды Марии символизируют мир и покой. Корона, увенчанная крестом, как атрибут Царицы мира. Мария смотрит на него очень серьезно и даже тревожно, обеспокоенно. Она приходит ему на помощь и принимает его просьбу. Мария дарует ему новые возможности, духовные силы, Иисус благословляет его на миссию.

Цветовую гамму объединяют зеленоватые оттенки, присутствующие в каждой части картины, даже тени внизу светятся изумрудным. Христианская символика описывает этот цвет как цвет созерцательности, ожидания возрождения.

Вся картина наполнена доминиканской символикой. Доминик изображен с традиционными для него символами: лилия, книга и собака. Особенное внимание следует уделить ангелам. Если в легенде их было трое, что может символизировать три части Розария (радостную, скорбную и славную), то на картине мы видим три группы (левая, правая и херувимы над папским гербом), их даже чуть больше, чтоб послужить символами пятнадцати тайн Розария. Ангелочки над колонной справа распускают венок и сыплют розы как символ чтения розария, тех молитв, которые мы будем читать, составляя свой венчик.

На самой колонне мы видим папский герб с ключами. Видимо, колонна являет собой знак мощи папского престола, несокрушимости оплота веры.

Собака, один из самых популярных символов Доминиканского Ордена, отражает еще одну распространенную легенду о вещем сне матери основателя Ордена. Ей приснилось, что она родила собаку, которая подожгла факелом весь мир. Собака - христианский символ верности и послушания, а факел символизирует огонь истины.

Вот, к примеру, св. Доминик Клаудио Коэльо:

У его ног тот же черно-белый пес с факелом и глобус с крестом наверху. Эта картина была выполнена в 1675 г. для церкви монастыря Святого Розария в Мадриде.

И снова история с дарованием Розария, кисти Гвидо Рени:

Как мы видим – традиции оформления символами те же - лилия и книга. В форме дерева снизу мы видим миниатюры 15 тайн розария.

Книга может быть как библией, так и еще одним указателем на Доминиканский Орден, например, доминиканской конституцией, либо абстрактным «источником знаний» - раскрывающим нам интеллектуальное измерение, присущее доминиканской духовности. А возможно это некий обет принесенный Деве Марии. Я больше склоняюсь к версии о доминиканской конституции, потому что сверху лежат лилии.

Картина весьма интересна с любой точки зрения – как повествование, иллюстрация к легенде, еще один портрет Доминика, или как своеобразный источник для раздумий.

Туранга Л.

No Comment

Отправить комментарий