Вспоминаем блаженного Бартоло Лонго, мирянина, терциария
Бартоло появился на свет 10 февраля 1841 года, в богатой семье в небольшом городке Латиано, недалеко от Бриндизи, в тогдашнем Королевстве Обеих Сицилий. Его родители были благочестивыми католиками, крестили его три дня спустя и постарались дать ему надлежащее религиозное воспитание. Его детство было счастливым и благочестивым. С раннего возраста он проявлял себя умным, пылким и решительным. Он сам говорил о себе, что был «живым ребенком, дерзкими и озорным». При всем этом он проявлял истинное благочестие. Услышав звон колокола, призывающего к молитве, он тут же прерывал любую игру и бежал молиться вместе с мамой. Когда он принял свое первое причастие, молился, стоя неподвижно в течение полутора часов, благодаря Бога за оказанную милость.
В 1851 году умер его отец, и мать вскоре снова вышла замуж за адвоката. Отчим хотел, чтобы Бартоло стал учителем, но тот был настроен получить юридическое образование. В 1861 году ему удалось убедить отчима, и его отправили в Неаполитанский Университет изучать право.
В 1860-х годах Католическая Церковь в Италии оказалась в противоречии с мощным национальным движением, вдохновляющим Рисорджименто. Генерал Джузеппе Гарибальди, сыгравший ключевую роль в объединении Италии, видел в папстве антагониста итальянского национализма и выступал за ликвидацию института папства вообще. В то же время в Европе набирали популярность всевозможные оккультные учения, а особенно – спиритизм. Учеба в университете вовсе не способствовала утверждению в вере. Скорее наоборот – антиклерикальные настроения захватывали все больше молодых умов, а пользующиеся своим положением профессора, сеяли смятение среди молодежи, распространяя атеистические взгляды.
Многие студенты Неаполитанского университета принимали участие в публичных демонстрациях против папы, при этом верили в колдовство и общались с медиумами. В этот период Бартоло с энтузиазмом посвящает себя учебе, развлечениям и музыке (он играл на пианино). Умный, элегантный и хорошо воспитанный, он был окружен множеством друзей. У него не оставалось времени на молитву и вскоре Бог, Пресвятая Дева вовсе исчезли из его жизни. К тому времени, когда он получил диплом юриста в 1864 году, он был уже полностью дезориентирован философскими теориями материализма и рационализма. Экстремист по натуре, он вскоре стал злейшим врагом Церкви. Проводил антиклерикальные конференции и организовывал публичные демонстрации против религии. Тем не менее, потеря веры в божественность Иисуса, создала в его душе пустоту, которую он постарался заполнить спиритизмом. Сам Лонго утверждал, что в это время он был вовлечен в движение, которое привело его в сатанистский культ. После некоторого обучения и приобретения некоего «духовного» опыта, он был посвящен в сатанинские священники.
После этого жизнь Лонго превратилась в постоянную «депрессию, нервозность и растерянность». Обеспокоенный паранойей и тревогой, он обратился за советом к другу из родного города, профессору Винченцо Пепе, которого он называл «другом моей души, которого Господь поставил рядом со мной…». Пепе убедил его отказаться от спиритизма и познакомил его с доминиканцем – отцом Альберто Раденте, который принял его исповедь и вернул его в лоно святой Церкви. Произошло это в праздник Святейшего Сердца Иисуса в 1865 году. Отец Раденте стал его духовным наставником.
7 октября 1871 года Бартоло вступил в Третий Доминиканский Орден, принимая имя брат Росарио.
Желая исправить совершенные в прошлом ошибки, Бартоло начинает активно проповедовать против занятий оккультизмом в местах, где часто бывали студенты. Как-то раз он посетил спиритический сеанс, и подняв четки, заявил: «Я отрекаюсь от спиритизма, потому что это ни что иное, как лабиринт заблуждений и лжи». Вспомнив, где он сам впервые столкнулся с этими опасными практиками, он отправился в университет. Он присоединялся к молодым людям на вечеринках, общался с ними в кафе, делясь своим опытом и рассказывая свою историю обращения. Молодые люди были очарованы его словами и свидетельством, и многие из них обратились в веру. Но он не был удовлетворен, он хотел сделать больше. Отец Раденте советовал ему: «Если ищешь спасение – распространяй Розарий. Это обещание Марии: тот, кто распространяет Розарий, будет спасен».
Как-то он познакомился со знатной неаполитанской дамой – будущей святой Екатериной Вольпичелли (†1894), основательницей женской конгрегации Служительниц Святейшего Сердца Иисуса. Через нее, он знакомится со многими ревностными католиками, среди которых была также графиня Марианна Фонсека, вдова графа Фуско, владевшая землями в долине Помпеи.
Таким образом Дева Мария вела его к исполнению той великой миссии, к которой он был призван. В 1872 году графиня Фуско доверила ему управление своим поместьем на окраине Помпей. Приехав туда, он был глубоко потрясен социальной, а еще более – религиозной нищетой бедных жителей этого региона. Там не было ничего, кроме маленькой церкви, сильно разрушенной, в которой не было даже образа Пресвятой Девы.
Как он позже рассказывал, он был шокирован состоянием веры простого народа. Он писал: «Их религия представляла собой смесь суеверий и народных традиций. По каждому поводу они обращаются к ведьме, чтобы решить свои проблемы с помощью колдовства…». Когда он спросил одного человека, есть ли только один Бог, тот ответил: «Когда я был ребенком, я помню, как люди говорили мне, что их трое. Теперь, по прошествии стольких лет, я не знаю, умер ли кто-то из них или кто-то женился». Общаясь с людьми, Бартоло пришел к выводу о том, что они остро нуждаются в катехизации. Незамедлительно он посвятил себя этому благородному и скромному занятию. Так началось духовное завоевание долины Помпей.
Он основал школу для сыновей преступников, чьи родители находились в тюрьме, и передал ее под опеку конгрегации Братья Христианских Школ. Успех этой школы был таков, что в 1922 году он основал такую же школу для девочек – дочерей преступников. Графиня Марианна финансировала все эти начинания, таким образом, они вместе создали в долине Помпеи христианский благотворительный центр, который назвали «Городом милосердия» или «городам милосердия Марии». Тесное сотрудничество с графиней привело к тому, что начали распространяться злоречивые слухи об их романтических отношениях. Чтобы положить конец этим слухам, в апреле 1885 года они обвенчались, но жили в месте как брат и сестра, приняв обет целомудрия.
Чудесный Помпейский образ
Еще в октябре 1873 года, при поддержке графини Марианны, он притупил к восстановлению полуразрушенной церкви. А в 1875 году он получил в подарок образ Богородицы Розария со св. Домиником и св. Екатериной Сиенской. Его передала ему сестра Кончетта де Литала из монастыря св. Розария в Порта-Медина, которая приняла его от отца Альберто Раденте. Отец Раденте приобрел его у торговца-старьевщика на рынке в Неаполе за очень небольшую сумму. Образ был в очень плохом состоянии и Лонго, как позднее писал, «почувствовал отвращение к столь низкому художественному качеству», когда впервые увидел этот образ. Тем не менее, он принял подарок, чтобы не оскорблять сестру Кончетту. Он собрал средства на его реставрацию и поместил образ в церкви. Вскоре стали поступать сообщения о чудесах, и паломники начали толпами стекаться к чудотворному образу.
Число верующих росло и маленькая церковь перестала вмещать всех желающих. Возникла необходимость постройки нового храма. По предложению епископа Нолы, к чьей епархии относились Помпеи, Лонго начинает собирать средства для строительства нового собора, краеугольный камень которого был заложен 8 мая 1876 года. Пожертвования текли рекой, сперва из различных итальянских городов, затем почти со всех сторон света, так что сам Бартоло был поражен. В архиве Санктуария сохранилось пять томов с четырьмя миллионами имен жертвователей. Храм был освящен в мае 1891 году, и вскоре стал всемирным центром почитания Богородицы Розария, возвышенный до ранга папской базилики (уже в 1939 году).
В 1897 году Бартоло основал конгрегацию Дочерей Розария Помпей, принятую в доминиканскую семью на правах Третьего Ордена, а в 1922 году – также институт Пресвятого Сердца.
Тем не менее, у блаженного Бартоло было множество недругов. В начале ХХ века его обвинили в прелюбодеянии, коррупции, нечестности и даже безумии. В 1906 году папа Пий IX попросил Бартоло отойти от управления «Городом». Он так и сделал, передав руководство Церкви, а сам став покорным слугой Города Марии.
В 1925 году, незадолго до смерти, Бартоло было присвоено почетное звание Кавалера Ордена Святого Гроба Господня. Он умер от пневмонии 5 октября 1926 года в возрасте 85 лет и был погребен в храме Девы Марии Розария в Помпеях, в стеклянном саркофаге, облаченный в мантию и регалии рыцаря Гроба Господня.
26 октября 1980 года папа Иоанн Павел II причислил Бартоло Лонго к лику блаженных, назвав его «Апостолом Розария», он таже упомянул его в своем апостольском послании Rosarium Virginis Mariae:
«Особой харизмой подлинного апостола Розария обладал блаженный Бартоло Лонго. Его путь к святости основан на вдохновении, услышанном в глубине сердца: "Кто распространяет Розарий, тот спасен!" Он ощутил призвание возвести храм во имя Святого Розария Пресвятой Девы Марии в Помпеях, на руинах древнего города, которого христианское благовестие едва коснулось перед разрушительным извержением Везувия в 79 г., и который спустя столетия восстал из пепла, обнажая светлые и темные стороны античной цивилизации. Своим служением, особенно посредством т. н. "Пятнадцати суббот", Бартоло Лонго развивал христологический и созерцательный дух Розария, пользуясь особой поддержкой Льва XIII, "Папы Розария"».
Молитва
Всемогущий и милосердный Боже, Ты в блаженном Бартоло дал нам чудесный пример благочестия и любви, соделай его заступничеством, чтобы мы узрели и полюбили в наших братьях Иисуса Христа, Твоего Сына. Который с Тобою живет и царствует в единстве Духа Святого, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий