Вспоминаем бл. Августина Кажотича, епископа
Августин Кажотич (хорват: Kažotić, итал: Casotti) родился в дворянской семье в 1260 году в Трогире, в тогдашнем королевстве Хорватия, состоявшим в это время в персональной унии с Венгерским королевством.
В Доминиканский Орден он вступил либо в Трогире, либо в соседнем Сплите, в возрасте 15 лет. Позднее, в 1286 году, он был направлен на обучение в Парижский Университет.
Вернувшись в Хорватию, он основал несколько монастырей и трудился как проповедник на территории Боснии и в Венгрии, активно борясь с ересью. В это время он познакомился с папским легатом, доминиканцем Никколо Боккасини, который позже станет папой. Они стали близкими друзьями, высоко ценя ученость и таланты друг друга. Став папой, Боккасини, уже как Бенедикт XI, в 1303 году вверил ему епархию Загреба. Хиротонию Августин получил от самого папы.
Внутренняя борьба за престолонаследие и высокомерие знати опустошили эту епархию, и в течение двадцати лет Августин, сияя пастырским рвением, заботился о вверенной ему епархии, до такой степени, что забывал о самом себе, полностью посвятив себя как духовным, так и мирским нуждам своих чад. Он открыл при соборе школу, в которой могли получить бесплатное образование ученики из малоимущих семей. К бедным он был особенно внимателен. Так, преподавателям в этой школе было обеспечено регулярное жалование, но взымать деньги с бедных учеников или просить их о каких-либо услугах, было запрещено. Из собственных доходов епископ часто перечислял средства в благотворительные фонды, а также лично помогал бедным и пострадавшим.
Кажотич также способствовал изучению Библии в качестве особого направления образования.
Историк Балтазар Крчелич предполагает, что во время строительства Загребского собора в 1312 году, когда была засуха, по просьбе Кажотича на нынешней площади Бана Елачича был выкопан источник воды. Источник теперь известен как «Мандушевац».
Тем временем события в Церкви, как и во всей Европе становились все более напряженными. После странной смерти Бенедикта XI, который, как предполагают, был отравлен, папой становится Климент V – ставленник короля Филиппа Красивого, который переносит папскую столицу в Авиньон.
В 1311 году в небольшом городке Вьенн, недалеко от Лиона, папа Климент созывает Собор, главной темой которого становится обсуждение ситуации с рыцарями-тамплиерами. На этом Соборе присутствовал также Кажотич, представляя интересы своей епархии.
Позднее Кажотич вступает в конфликт с королем Венгрии и Хорватии – Карлом Робертом (из Анжуйской династии). Для финансирования своих военных операций король активно захватывал церковное имущество, поэтому прелаты в 1318 году потребовали созыва всесословного собрания для осуждения действий короля. Однако собрание поддержало королевскую политику. В том же году Августин отправляется в Авиньон, чтобы просить помощи у папы Иоанна XXII. Разгневанный король изгнал его из королевства, и он был вынужден задержаться в Авиньоне, где, оставаясь гостем при папском дворе, он будет ждать разрешения короля вернуться на свою епископскую кафедру. Но в свою епархию он так и не вернулся.
Во время своего пребывания в Авиньоне он написал два трактата: «О бедности Христа и апостолов» и «О магии». В этом трактате он объяснил, что необразованных людей, верящих в гадания и поддающихся прочим суевериям, не следует привлекать судебному преследованию инквизиции. Таковых людей следует просвещать, а не наказывать.
В 1322 году, по настоянию короля Неаполя – Роберта Анжуйского, папа вверяет ему новое служение – епархию в городе Лучера в Апулии. Этот город имел весьма сложную и даже кровавую историю. Император Фридрих II, во времена своего правления, переселил в город мятежных мусульман с Сицилии. Город приобрел арабский колорит. В нем была построена мечеть и медресе, существовала свобода вероисповедания и торговли. Город называли Luceria Saracenorum. Арабская колония оставалась до конца верной швабской династии, поставляя в императорскую армию элитных лучников. Сарацины из Лучеры принимали участие практически во всех битвах Фридриха и его наследников против Святого Престола. Также они сражались в армии Манфреда в битве при Беневенто в 1266 году, после поражения которого в этой битве, на престол Сицилийского королевства вступил Карл Анжуйский. Лучера отказалась повиноваться Карлу и долго сопротивлялась осаде, сдавшись только в 1269 году. Сарацины были лишены права жить в соответствии с мусульманскими законами и обложены тяжелой данью. А рядом с дворцом Фридриха, Карл построил величественную крепость, в которую переселил христиан из Прованса.
В провозглашенный папой Бонифацием VIII юбилейный 1300 год, уже Карл II Анжуйский, постановил учинить в городе резню мусульман, поручив эту задачу Джованни Пипино да Барлетта. В августе этого года множество сарацин было убито, продано в рабство или принуждено к обращению в христианство. После сноса стен и мечети город был заселен христианами и переименован в Civitas Sanctae Mariae. В нем было построено несколько церквей, в том числе собор Успения Пресвятой Богородицы. Но мусульмане в Лучере, по всей видимости, все еще остались.
И вот, спустя 22 года после этих кровавых событий, епископом Лучеры становится Августин Кажотич, заданием которого было упрочить в городе христианство. К периоду его епископства относят несколько прекрасных инициатив, таких как создание приюта для женщин, реставрацию церкви Санта-Мария-делла-Трибуна, основание больницы Каммарелле, реконструкцию и расширение, по настоянию Роберта Анжуйского, городских стен. Однако документальных подтверждений участия епископа в этих инициативах, нет.
Его описывали как человека стройного, с благородной осанкой, доброго и приветливого. Он часто повторял сентенцию своего покровителя - св. Августина: «Умеет хорошо жить тот, кто умеет хорошо молиться».
Согласно преданию, оставшиеся в городе, мусульмане устроили на него засаду и тяжело ранили в голову. Он скончался от ран 3 августа 1323 года в основанном им доминиканском монастыре. Это сомнительное предание подтверждают сохранившиеся реликвии черепа, имеющие очевидную травму, вызванную ножевым ранением. Однако существует и другое объяснение этой травмы. Еще в 1286 году, по пути в Париж, недалеко от Павии, Августин подвергся нападению наемных убийц, которые ранили его и убили его сокурсника брата Джакомо Орсини.
Святостью Августин воссиял уже во время своей благочестивой жизни, особенно в своем епископском служении, поэтому почитать его как святого, начали уже после его преждевременной смерти. Существует много легенд, повествующих о его даре чудотворения. Много чудес по его предстательству произошло и после его смерти. Так, в XVIII веке, во время страшной бури, которая угрожала Лучере, многие граждане увидели в небе своего блаженного епископа, который оттолкнул тучи от города. Папа Иннокентий XII причислил его к лику блаженных 17 июля 1700 года. В 2013 году в Лучере был инициирован процесс его канонизации. Реликвии блаженного покоятся в кафедральном соборе Лучеры.
Отправить комментарий