7 июля

7/07/2010, No Comment

Вспоминаем бл. Бенедикта XI, папу

Никколо Боккасини родился в городе Тревизо, в 1240 году, в семье муниципального нотариуса, брат которого был священником, мать же его – Бернарда, работала прачкой в местном доминиканском монастыре. У Никколо была также сестра, которую звали Аделетта. Семья жила небогато, за городскими стенами, в пригороде, называемом Сан-Бартоломео. В 1246 году, когда умер отец Никколо, матери удалось пристроить Никколо в доминиканском монастыре, который охотно помогал осиротевшим детям. Таким образом, Никколо с шести лет был определен для монашеской жизни. А первым его учителем был его дядя – священник.

Он вступил в Орден в 1254 году, в возрасте четырнадцати лет, приняв облачение послушника в своем родном Тревизо. Вскоре приор отвез его в Венецию, чтобы представить провинциалу, который перевел его в монастырь святых мучеников Иоанна и Павла в Венеции, который был передан доминиканцам в 1234 году. В течение следующих семи лет, или около того, Никколо обучался в этом монастыре, а к концу своего обучения, стал учителем для маленьких сыновей Ромео Квирини из Венеции, брат которого был каноником в соборе Тревизо.

В 1262 году Никколо был переведен в Милан, в новую доминиканскую школу при базилике Сан-Эусторджо (св. Евсторгия), которая была передана доминиканцам в 1227 году. Здесь он провел следующие шесть лет. К концу этого срока в Сан-Эусторджо, он принес вечные обеты и стал полноправным членом Ордена Проповедников; точная дата этого события неизвестна. Далее, он служил на ответственной должности лектора в школе в Венеции, то есть отвечал за начальное образование братьев в своем монастыре.

В каждом доминиканском монастыре был свой лектор. Никколо служил лектором в течение четырнадцати лет - с 1268 по 1282 год, по словам Бернарда Гвидониса. В 1276 году он был лектором в доминиканском монастыре в его родном Тревизо, и этот пост он все еще занимал в 1280 году. В феврале 1282 года он перебывает в Генуе, снова в качестве лектора. Он не был профессором, так как никогда не получал университетского диплома, став одним из последних пап, который не был выпускником университета. Никколо отличался кротостью характера, чистотой жизни, смирением и благочестием.

В 1286 году на Провинциальном Капитуле, который состоялся в Брешии, о. Никколо был избран провинциалом Ломбардии. На этом посту образ жизни о. Никколо значительно изменился. Вместо того, чтобы постоянно пребывать в одном монастыре, он часто путешествует, совершая визитации. А в Ломбардии в то время было около пятидесяти монастырей. Он также исполнял служение инквизитора, но о его деятельности на этом посту нет никаких сведений. В 1289 году она окончил трехлетний срок и оставил пост провинциала Ломбардии, и возможно вернулся в монастырь в Тревизо. В 1293 году, на капитуле в Брешии он снова был избран Провинциалом, оставшись на этом посту до 1296 года, когда на Генеральном Капитуле в Страсбурге он был избран Генеральным Магистром Ордена Проповедников.

На этом посту, Никколо Боккасини, сын скромной прачки из Тревизо, выступил в роли посредника и сумел добиться трудного перемирия между королем Англии Эдуардом I и королем Франции Филиппом Красивым. Эта мирная миссия, увенчавшаяся неожиданным успехом, принесла Магистру доминиканцев кардинальскую шляпу, пожалованную ему папой Бонифацием VIII, который намеревался этим назначением наградить весь Доминиканский Орден, за его приверженность понтифику.

Никколо Боккасини был возведен в кардиналы 4 декабря 1298 года и получил титул кардинала-священника базилики Санта-Сабина. А 2 марта 1300 года он был произведён в сан кардинала-епископа Остии, а также получил епископскую хиротонию. 13 мая 1301 года он был назначен апостольским легатом Венгрии (с 1301 по 1303 года), а также служил папским легатом во Франции.

В это время до предела накаляются отношения короля Филиппа Красивого с папой Бонифацием VIII. Готовясь к очередной войне, короли Франции и Англии ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII веке практику. Бонифаций VIII ответил буллой Clericis laicos, в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII тогда не решился применить отлучение. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 году появилась папская булла Unam Sanctam, в которой Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой — светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить Церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (в которых участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного Собора. Бонифаций готовил к обнародованию 8 сентября буллу Super Petri solio, в которой отлучал короля от Церкви и освобождал его подданных от клятвы верности. Филипп и его советники приняли меры, чтобы предотвратить этот шаг.

Главным действующим лицом этой трагедии становится Гийом де Ногаре – советник короля Филиппа и хранитель большой королевской печати, исполнявший самые ответственные поручения государя (позднее он станет также главным действующим лицом в ликвидации Ордена Тамплиеров). Еще ранее, весной 1300 года Ногаре был послан с миссией в Рим, которая окончилась неудачей. В ответ на дерзкое поведение королевского посланца, папа оскорбил Ногаре. Позднее, в 1303 году Ногаре обратился с ходатайством к королю, обвиняя папу в симонии, ереси, «краже имущества у бедняков», разжигании войны и других прегрешениях. Ногаре даже предложил себя в качестве обвинителя Бонифация VIII на церковном Соборе. В сентябре этого же года Филипп Красивый посылает Ногаре в Италию, вместе с врагом папы - Джакомо «Скьярра» Колонной и отрядом в триста всадников и наёмными пехотинцами, с приказом арестовать папу и привести его в Париж. Папа в это время перебывал в своей резиденции в Ананьи. Бонифаций был подвергнут оскорблениям - Ногаре дал пощёчину папе, не сняв с руки латной перчатки. Согласно другой версии пощёчину нанес Колонна, но официальные хроники вообще не упоминают о таком инциденте. Само по себе пленение папы, возможность неподчинения ему уже были моральной пощечиной. Как Каносса символизирует период наивысшего могущества папской власти, так Ананьи — период её бессилия.

Боккасини был одним из двух кардиналов, защищавших папу в его резиденции. Другим был Педро Родригес, епископ Сабины. Они также были заключены в тюрьму на три дня. В понедельник 10 сентября они были освобождены войсками во главе с кардиналом Лукой Фиески, а 14 сентября папа и его свита вернулись в Рим с эскортом, организованным кардиналом Маттео Россо Орсини. Тем не менее, 11 октября 1303 года папа умер. И уже 12 октября он был похоронен в базилике Святого Петра, в гробнице, которую он приготовил для себя.

Конклав собрался в базилике Святого Иоанна на Латеране. Коллегия кардиналов желала избрать кандидата, который не был бы враждебен по отношению к королю Франции. Никколо Боккасини, уже ставший известным в роли миротворца, казался идеальным кандидатом. Конклав длился всего один день, и Никколо был избран в первом же голосовании. Новый папа, избравший имя Бенедикт XI, был коронован в Ватиканской базилике в воскресенье, 27 октября 1303 года кардиналом Маттео Россо Орсини.

Одним из первых его указов было снятие отлучения с Филиппа Красивого. Тем не менее, 7 июня 1304 года он отлучил от Церкви непримиримого министра Филиппа Гийома де Ногаре, Колонну и всех итальянцев, которые сыграли какую бы то ни было роль в захвате его предшественника в Ананьи.

Бенедикт XI был автором тома проповедей и комментариев к Евангелию от Матфея, Псалмам, Книге Иова и Книге Откровения. Среди актов его понтификата есть также указ, обязывающий каждого христианина исповедоваться не реже одного раза в год.

Желая держаться подальше от беспорядков и посвятить себя мирному управлению Церковью, Бенедикт XI предпочел переселиться из Рима в Перуджу. Но ненависть врагов настигла его и здесь. Он умер после того, как попробовал свежий инжир, который, вероятно, был отравлен. В смерти его подозревали Ногаре, но никаких доказательство тому найдено не было.

Понтификат Бенедикта XI длился всего восемь месяцев.

Его преемник - Климент V, был избран при поддержке Филиппа Красивого и вскоре перенес папскую резиденцию в Авиньон, став марионеткой в руках всесильного короля Франции. Так начался трагический период в истории Церкви, названный Авиньонским пленением.

Молитва

Боже, Ты прославил блаженного папу Бенедикта великой братской любовью и возвышенным служением Твоему стаду. Дай нам, по его предстательству, пребывать в верности братской общине и в единомыслии усердно служить Церкви. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий