О частом причащении Екатерины, и о чудесах, совершенных для нее Всемогущим Богом, относительно святой Евхаристии и реликвий святых

6/14/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 11a.

Всевышний знает, добрый читатель, что я охотно окончил бы сие житие, прежде всего из-за большой занятости другими делами, которые теснят меня со всех сторон, но когда я размышляю о деяниях сей преподобной девы, мне вспоминается столько достойных восхищения и запечатления событий, что, вынуждаемый совестью, я вынужден, трудясь день за днём, делать эту книгу всё длиннее, чем хотелось бы. Ибо знаю, что всем знакомым с нею ведомо, какое необычайное и замечательное благоговение и почтение она испытывала пред досточтимым Телом Господним, так что из-за частого принятия оных Таин в народе возникло мнение, что дева Екатерина каждый день принимала Таинство Евхаристии, и именно благодаря этому благополучно жила без иной телесной пищи. И хотя это не совсем верно, я думаю, говорят так из лучших намерений, воздавая честь Богу, Который всегда дивным предстаёт во святых Своих. Так вот, поскольку она часто (хоть и не каждый день) с великим благоговением сердца принимала сии Тайны, некоторые зазнайки – скорее филистимляне, чем христиане в этом отношении – роптали на такое частое причащение. Против них я привёл доводы в защиту её невиновности, и они не смогли на них ответить, будучи смущены деяниями святых отцов, равно как изречениями Святейшей Церкви.

Ибо ведь общеизвестно, согласно учению Дионисия о церковной иерархии, что в первоначальной Церкви, когда изобиловал пыл Святого Духа, верные обоих полов каждый день принимали сие достопоклоняемое Таинство. О чём и Лука явно высказывается в Деяниях Апостолов, когда несколько раз упоминает о преломлении хлеба, а однажды добавляет «в веселии» (Деян. 2:46), что, надо понимать, относится не иначе как к Таинству. Да и понимание самого четвёртого прошения Молитвы Господней, где испрашивается хлеб насущный*, как относящееся к тому же досточтимому Таинству, никоим образом не подобает отвергать, а напротив – с сердечным благоговением принимать. Сверх же того, в знак сего каждодневного причащения верных, в чин мессы Святейшая Матерь-Церковь добавила молитву о приобщающихся со священником, не лишённую таинственности: «Смиренно молим Тебя, – говорит она, – всемогущий Боже, повели вознести сие руками святого Ангела…» и т. д. И добавляет: «Дабы все от сего жертвенника прияли причастие Тела и Крови Сына Твоего…» и т.д. Равно и из учения Святых Отцов следует, что всякий верный, которому не препятствует смертный грех, если он испытывает подлинное благоговение [перед Св. Тайнами], то не только законно, но и достойно принимает сие всеспасительное Таинство.

Кто осмелится как-либо воспрепятствовать человеку, живущему католической и святой жизнью, получать оное воздаяние часто и постоянно? Не сомневаюсь, что такому человеку было бы нанесено оскорбление, и немалое, если бы он смиренно просил о воспоминании Страстей Господних (ср. Лк. 22:19; 1 Кор. 11:25) и о напутствии в своём странствии, а получил бы отказ от кого бы то ни было; разве что, вопреки всему сказанному выше, кто-нибудь станет утверждать, что ни одному верному, как бы ни был он совершен и благочестив, не подобает принимать сие Таинство часто, а то и (как говорят некоторые невесть что) не иначе, как раз в год; что я считаю скорее противоречием Священному Писанию, чем разумным доводом.

Затем, пытаясь обосновать эту глупость, некоторые из вышеупомянутых зазнаек, лишённые благочестия и совершенно чуждые разумению Священного Писания, приводят в свою защиту изречение блаженного Августина, в котором он говорит, что ни коим образом ни хвалит, ни порицает ежедневного причащение Св. Таин, как если бы сей превосходнейший Учитель сказал, что причащение – благо, но возможно совершать его так, что оно будет пагубно, а потому он предоставляет сие Божественному суду, для которого всё открыто, и не осмеливается высказать по этому поводу определенного мнения. Однако же если превосходнейший из Учителей, более того, исключительный, отнюдь не жаждет выносить суждения в этом вопросе, то я не могу понять, на каком основании те, кто здесь ссылается на его слова, осмеливаются об этом судить? Тут мне, кстати, вспоминается ответ, который сама дева однажды дала в моем присутствии одному епископу, который приводил упомянутое изречение Августина против тех, кто ежедневно причащается. Итак, дева молвила: «Если бл. Августин не порицает, то почему вы, владыка, пытаетесь порицать? Ссылаетесь на него, а действуете вопреки ему».

В конце же концов, святой и прославленный учитель Фома Аквинский в ответ на эти сомнения, сиречь в том, целесообразно ли правоверному христианину принимать сие Таинство часто или даже ежедневно, пишет, что частое принятие сего таинства прибавляет причащающемуся рвения, но иногда уменьшает благоговение. Но всякий верный должен испытывать и рвение, и благоговение пред столь чтимым Таинством; посему, если он чувствует, что благоговение от частого причащения ослабевает, то должен воздержаться на некоторое время, чтобы с большим благоговением принять его (S.Th. III, Qu. 80, art. 10.). Если, однако, он чувствует, что его благоговение не убывает, а прирастает, тогда он должен спокойно причащаться, поскольку правильно расположенная душа несомненно обретает великую благодать от причащения сего достодивного и прекраснейшего Таинства. Таково пожелание и мнение св. Фомы - Доктора, чьего учения в дальнейшем и держалась сия святая дева, ибо она причащалась часто, а иногда воздерживалась, хотя стремилась пребывать в почти постоянном единении со своим Женихом посредством оного Таинства, ибо пламенное обожание влекло её к Тому, Кого она видела, Кого любила, в Кого безоговорочно верила, Кого всей душою чтила.

Иногда она так желала сего, что если бы в такой день её лишили Святого Причастия, оное хрупкое тельце пострадало бы больше, чем если бы его несколько дней мучила резкая боль или горячка. Всё это, однако, проистекало от духовных страданий, каковые ей весьма часто и подолгу причиняли то нерассудительные начальствующие братия, то сёстры-настоятельницы, а то и некоторые из тех, кто близко общался с нею.

И это было одной из причин, почему она получала большее утешение от моего служения, чем от службы тех, кто предшествовал мне, а именно потому, что я, как мог, старался, несмотря ни на какие препятствия, чинимые теми, кто хотел помешать ей причаститься Святой Евхаристии, помочь ей вволю обрести утешение своё. По этой причине она ввела в своё обыкновение всякий раз, когда дух её воспламенялся жаждою Святого Причастия, а я оказывался под рукой, говорить: «Отче, я голодна; ради Бога дайте пищи душе моей!»

Это также привело к тому, что блаженной памяти владыка Григорий XI, папа, в утешение ей даровал ей буллу, согласно которой она получала право держать при себе [священника], который мог бы каждый день отпустить ей грехи и свершить Священную Жертву, а также ей позволялось иметь путевой алтарь, чтобы можно было где угодно слушать мессу и принимать Святое Причастие без чьего-либо разрешения.

* Лат. «каждодневный» – quotidianus. – прим. пер.

Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий