Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Парадоксальные начала Третьего Ордена св. Доминика, II. Парадокс мирян в ордене, 1-2.
Орден Проповедников по своей природе является орденом духовных. Его основатель своей формацией, образом жизни, положением, служением и вдохновением принадлежал к среде духовных, которые еще в XIII веке взялись за дело григорианской реформы. Достаточными будут два довода. Капитул регулярных каноников при соборе в Осме, основанный двумя клюнийскими епископами, прибывшими с юга Франции, приобрела полноту своего первоначального духа во времена, когда Доминик заканчивал свою регулярную формацию. 11 мая 1199 года епископ, с согласия всех своих каноников, получил от папы подтверждение свода статутов, ранее санкционированных примасом Испании и принятых королем. Эти статуты устанавливали кроме прочего радикальные принципы общинной жизни согласно уставу св. Августина и по примеру жизни апостолов. Позднейшая же деятельность Доминика в Лангедоке и в Ломбардии оставалась в тесной связи с деятельностью папских легатов и локальных реформаторских синодов, увенчанием которых был IV Латеранский Собор. Основание Ордена Проповедников лежит таким образом на пересечении двух великих реформаторских движений, которые воплощали и продолжали в следующих веках дело реформы XI века: евангелическое возвращение к vita apostolica, то есть к образу жизни апостолов и первоначальной Церкви, а также нормативную эффективность канонов и постановлений соборов, опирающихся на наследии и традиции Отцов Церкви.
Григорианская реформа была направлена прежде всего на реформу духовенства, которую также и воплощала. Разве не именно это было ставкой и одновременно выигрышем всех споров, которые вела иерархическая Церковь? Спора об инвеституре, борьбе за dominum mundi? Церковь хотела и частично этого достигла, чтобы духовные были достойны своей духовной ответственности.
Часть духовных вошла в регулярные капитулы и обновила их благодаря апостольскому идеалу целомудрия, единства и бедности. С другой стороны, научное возрождение в следующем веке еще более подстегиваемое и углубляемое созданием университетов, позволило наилучшим из этих духовных стать – согласно с поставленными перед ними требованиями – людьми образованными, способными возвещать Слово Божье verbo et exeplo. Одновременно благодаря реформе духовенство получило независимость от светских (libertas Ecclesiae), что было условием его чистоты и эффективности исполняемого ими служения.
Разве эти заметки, хотя и весьма схематические, не указывают достаточно ясно, что Орден Проповедников, так как его представлял себе Доминик в концепции спасительного проповедничества, не является последней фазой, чтоб не выразиться – увенчанием, основного направления реформы XI века? Орден Проповедников был орденом людей образованных, в собственном этого слова значении орденом священников. Практиковал евангелическую жизнь, прибавляя к единомыслию и бескорыстию общинной жизни согласно уставу св. Августина, ежедневное упование на Провидение, которое проявлялось в нищенстве монастырей и каждого Проповедника. Орден принял на себя, параллельно с епископами и независимо от них, и это благодаря мандату наивысшего пастыря, часть пророческой миссии Церкви, заботу о доктрине и служение спасения в проповедовании Слова Божьего. Осуществлял все это в полной независимости. Орден благодаря своей бедности оставался независимым не только от временных властей, юридически и фактически, но и по отношению к иерархии, а это потому, что не предпринимал пастырских действий, зарезервированных для прелатов.
В лоне реформы Церкви, течение которой протекало сквозь неспокойную историю средневековья, Орден Проповедников был попыткой реформирования непосредственной жизни и служения духовенства. Только посредственно стал плодом попытки реформы всей Церкви. Реформирует ее часть, а не все. Духовных, а не всех христиан, то есть и толпы мирян. Его весьма конкретный евангелизм является евангелизмом духовных, его вдохновение – это подражание апостолам, которое по самому определению нельзя отнести к мирянам.
Факт, что орден присоединил к себе ответвление мирян является тем более парадоксальным, что Церковь Иннокентия III и пап XIII и XIV веков именно для духовных – которых – столь настойчиво старался реформировать – жаждал сохранить и сохранил монополию провозглашения веры, определяющую Брата Проповедника.
Евангелизм и прозелитизм мирян
Мы не можем себе тут позволить поднять тему истории евангелизма и прозелитизма мирян в XIII веке. Не сможем также показать, каким образом иерархическая Церковь оказала через епископов, а также – менее радикально, но чрезвычайно реально – через пап, свое негативное отношение к прозелитизму светских лиц и как направил их после 1215 года к нищенствующим орденам, стремясь одновременно к решительной клерикализации этих орденов. Также не можем показать, в чем выражался евангелический светский прозелитизм тих мирян, которые желали таковыми оставаться – особенно в северной Италии, в Романии, Ломбардии, Тоскане – в покаянном движении, а точнее в братствах, принадлежащих к Ordo de Paenitentia, на которые весьма огромное влияние оказал св. Франциск и его братья.
Отправить комментарий