Кающиеся черного плаща во Флоренции

5/29/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Парадоксальные начала Третьего Ордена св. Доминика, II. Парадокс мирян в ордене, 3.

В 1219 году во Флоренции Орден Проповедников вошел в весьма тесные связи с Ordo de Paenitentia. Местное братство добровольных кающихся посвящало себя актам публичного милосердия и благочестию одновременно. Богатые флорентийские мещане, которые вступали в его ряды, совершали дела милосердия в больших масштабах. Открыли за стенами города два приюта для путников и бродяг, Сан-Галло и Сан-Панкрацио. Со временем приняли в первом из них братьев св. Франциска, а во втором – братьев св. Доминика.

В XIII веке эти кающиеся обращались за проповедническим служением к доминиканцам и францисканцам, не входя, однако в зависимость от них. Тем не менее уже около 1275 года среди них установились различные ориентации и совершилось разделение. Существовали две группы, члены которых носили разные плащи: серые – с францисканской ориентацией, и черные – с доминиканской. Речь шла, однако, об ориентации, а не о зависимости. Миряне из Ordo de Paenitentia прежде всего старались сохранить независимость.

Черные решительно преобладали численность над серыми, поскольку были связаны с приютом Санта-Мария-Новелла и с церковью того же имени, которая была отдана доминиканцам. Приют стал центром разнообразной деятельности. Принимал всякого рода дары и передавал их монастырю доминиканцев, чтобы обеспечить его существование. Вообще, этих кающихся соединял с доминиканским орденом братский обмен пищей, естественно с одной стороны материальной, с другой – духовной. Члены наивысших слоев флорентийского мещанства – под конец века к братствам принадлежали даже члены влиятельной семьи Моцци, стремящейся к управлению Флоренцией благодаря своей финансовой мощи – входят в число братьев-кающихся, носящих черные плащи. Все это имело тревожные последствия для аутентичной жизни братьев.

Например, устав мира, то есть обязательство не носить оружие, один из основных принципов кающихся и символ христианского пацифизма, позволял некоторым из вступающих в братства уклоняться от городской военной повинности. Подесты* посылали жалобы в Рим, но Рим защищал права кающихся. То же самое касалось присяги. Кающиеся постановили в 1221 году, как первое выражение своей евангельской позиции, что не будут приносить присяг. Хотели подчеркнуть, что правдивость является основным императивом для каждого христианина и что они верны наказом Евангелии, чтобы приносить клятвы. Однако в этом случае Рим распорядился, чтобы сохранялись некоторые присяги особенно необходимые, особенно присяга мира и ленная присяга, основа феодальной системы. Устав кающихся из Флоренции прибавлял еще другие отступления от этого принципа. Можно было присягать при договорах покупки, продажи и дарения «каждый раз, когда это будет полезно». Более того: черные кающиеся, которые с большим мастерством управляли финансовыми делами, наложили руки на общем капитале всех флорентийских кающихся, благодаря чему имели особенное влияние на жизнь города. В результате появилась мощная группа давления, своего рода Opus Dei тех времен. Появился вопрос, где заканчивается дело милосердия и начинается торговля, или даже политика.

* Подеста (итал. podestа) — глава администрации (подестата) в средневековых (XII—XVI века) итальянских городах-государствах. Слово происходит от лат. potestas, означающее «власть». Подеста сочетал в себе функции главы исполнительной и судебной власти. В зависимости от региона и периода истории должность могла быть как выборной, так и назначаемой. Например, в крупных итальянских городах-государствах (Венеция, Флоренция) подеста зависимых городов назначались центральной властью.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий