Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Парадоксальные начала Третьего Ордена св. Доминика, II. Парадокс мирян в ордене, 4.
Такая двузначная и неупорядоченная ситуация кающихся существовала не только во Флоренции. Епископ Читта-ди-Кастелло в 1286 году занялся расширением групп кающихся и объединением их в локальном братстве. В Прато в 1284 году епископ дал статут всем кающимся своей епархии, как живущим отдельно, так и в группах. Кажется, однако, что во Флоренции этим вопросом занялся сам Рим. В том же году брат по имени Кларо, куратор Братьев Миноритов, прибыл туда в качестве апостольского инспектора. Он пытался, весьма удобным способом, связать всех черных и серых кающихся с орденом св. Франциска, чтобы иметь возможность контролировать их и привести к жизни в истинной бедности. Это не была первая такого рода попытка. В 1247 году Иннокентий IV на короткое время вверил францисканским провинциалам контроль над всеми кающимися в Италии. На этот раз, однако, контроль был весьма строгим. На это не соглашались черные кающиеся. Он старались сохранить свою независимость. Испытывая натиск со стороны францисканцев, они обратились за помощью к доминиканцам. Мы не знаем содержания этого воззвания, но знаем ответ на него. Таковым является устав Мунио Заморского. Он подобен тому, который редактировал инспектор из ордена св. Франциска для использования у серых кающихся, основанной на Мемориале 1221-1228 годов. Был он, однако, по-мастерски переделан. Незначительные на первый взгляд изменения имели в действительности существенное значение.
Прежде всего Орден допускал в Ordo de Paenitentia sancti Dominici кающихся, которые жаждали оказаться под непосредственной юрисдикцией Магистра и соглашались, что священник из доминиканского ордена будет их магистром и духовным руководителем, будет также назначать их приора. Это не были демократические средства. Плохо они гармонизировали не только с духом кающихся, но и с самим орденом, который правда не будет отставать с уменьшением их суровости. Это означает, что орден действительно желал принять ответственность за мирскую ветвь, так как стремился допустить то, что было наибольшей, хотя до сих пор не осуществленной надеждой мирских движений, а именно к евангельскому прозелитизму.
Это как раз и есть второй пункт. Устав Мунио Заморского не содержал ничего на тему благотворительности, приютов, собирания денег, дел милосердия временного характера. Наоборот, с этого времени он открывает путь к участию в делах милосердия иного рода, делах милосердия духовного характера. В самом начале устав напоминает условие sine qua non всех Кающихся св. Доминика: «Да не дают повод к подозрению в ереси, но напротив, да будут в Господе истинными сынами св. Доминика. То есть, да будут переполнены ревностным и пламенным рвением в стараниях доступным для себя способом радеть об истинах католической веры».
Эти поправки осуществили таким образом два основных изменения. С одной стороны, орден вводил мирских кающихся св. Доминика в апостольское определение Ордена Проповедников, таким способом, что делами милосердия духовного характера заменил дела милосердия временного характера, которые до сих пор исполняли черные или серые кающиеся из Флоренции.
С другой стороны, вводя мирян в орден, включил их в самый центр Церкви. Ибо нельзя участвовать в деле распространения веры, не получив соответствующей миссии Церкви. Об этом напоминали все тексты с середины XI века: «И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим 10,15). К проповедованию нужно быть допущенным явным образом. Миряне св. Доминика получили этот допуск благодаря связи с Магистром, а через него со всем орденом. А через орден они были связаны с его миссией, раз и навсегда подтвержденной папой.
В действительности немного черных кающихся приняло предложение Магистра Мунио Заморского. Она лишала их независимости и финансовой мощи. Предпочли согласиться и слиться с серыми кающимися, отделившись таким образом от Проповедников.
Появился, однако, для мирян верный путь, позволяющий им непосредственно и активно участвовать в том, что свойственно Проповедникам: в защите и распространении спасительной истины. Хотя в 1285 году начала Третьего Ордена были столь случайными и парадоксальными – а это обстоятельство несомненно объясняет, почему развитие Ordo de Paenitentia sancti Dominici было в XIV веке таким медленным – но не было в них ничего искусственного. Скорее наоборот. Определение, которое Магистр Ордена дал ему в своем уставе, шла не только в основном «направлении» Ордена Проповедников. Была она продолжением предыдущих инициатив ордена по отношению к мирянам. Это утверждение следует теперь представить ближе. Подчеркивает оно окончательно постоянное включение Третьего Ордена в Ordo Praedicatorum universus.
Отправить комментарий