О происхождении святого Гиацинта и вступлении его в Орден

10/21/2022, No Comment

Житие и чудеса святого Гиацинта из Ордена Братьев Проповедников, авторства Станислава, лектора Краковского из того же Ордена. II.

Святой Гиацинт, по происхождению поляк, родился в провинции Польского Королевства, в деревне, именуемой в просторечии Камень*, в дворянском роду**. Преданный науке, благодаря милости Божьей, которая его предварительно избрала, он превысил многих своих ровесников. Наконец, достопочтенный отец Иво, краковский епископ***, родственником которого он был, установил его каноником в кафедральной соборе и вскоре послал его на обучение****. Провел он там много лет, овладевая знаниями в теологии и каноническом праве. Закончив обучение, он вернулся в Краков и воссиял как светильник, помещенный на подсвечнике, отличался среди других каноников светом знаний, красотой нравов и добродетельной жизнью.

Когда же достопочтенный отец Иво, краковский епископ, отправился в путь в Римскую Курию, к папе Гонорию, с целью решения многих проблем, касающихся своей Церкви, взял с собой святого Гиацинта. Там они и встретили святого Доминика, который хлопотал об утверждении своего Ордена лета Господнего 1216, в это же время он воскресил там племянника кардинала.***** Увидев это чудо, упомянутый господин епископ обратился к святому Доминику и попросил его направить братьев в Польшу. Доминик доброжелательно ему ответил: «Я бы сделал это, если бы имел братьев. А если бы вы имели таковых, которые были бы угодны Богу и хотели бы вступить в орден, то я их приму». Тогда (Иво) с большой любовью вверил ему троих, состоявших в его свите: святого Гиацинта, святого Чеслава и Германа Немца. Так святой Доминик принял их, облачил в одеяние своего ордена и на протяжении целого года****** держал их при себе, и утвержденных в смирении (в любви), целомудрии и монашеских правилах, допустил к обетам.

* Камень Силезский, селение в 19 километрах на юго-восток от Ополя. Во время написания Жития Опольская (Верхняя) Силезия находилась вне границ Польского Королевства, возрожденного в 1320 году после долгого периода раздробленности. Однако лектор Станислав правильно использовал это определение для XIII века. Правда то, что в то время существовало много удельных княжеств, но церковная и политическая элита памятовала о Польском Королевстве эпохи Болеславов. Считалось, что в идейном смысле оно существует и далее и охватывает все наследие династии Пястов.

** Автор прямо не называет этот дворянский род, но позднее говорит о родстве св. Гиацинта с краковским епископом Иво и тем самым указывает на род Одровонжей. Одровонжи были влиятельным родом, который, согласно традиции, происходил из Чехии и Моравии, а в конце XI века осел в Польше.

*** Иво Одровонж обучался в Париже и Болонье. Стал краковским каноником. В 1206-1218 был канцлером князя Лешека Белого, а в 1218-1229 епископом Кракова. Считается одним из наиболее выдающихся сановников Церкви периода раздробленности Польши. Умер в 1229 году во время путешествия в Италию. Он основал, среди прочего, монастырь цистерцианцев в Могиле под Краковом, монастырь доминиканцев в Кракове, монастырь каноников Св. Духа, а также множество приходских церквей. Его останки, привезенные из Италии, были похоронены в доминиканском монастыре Св. Троицы в Кракове.

**** Studium generale. То, что Гиацинт был каноником и обучался в университете, не подтверждается независимыми источниками, но это было вполне возможно. Лектор Станислав наверняка хотел представить жизненный путь св. Гиацинта подобным биографии св. Доминика, который учился в Паленсии, а потом был каноником в Осме. Стилизация этого фрагмента напоминает житие св. Доминика. Мог он также руководствоваться моделью карьеры каноников XIV века, включающие юридическое образование, чаще за границей. В то же время риторическим преувеличением следует считать «многолетнее обучение», а также то, что было оно как теологическим, так и юридическим.

***** Приезд епископа Иво не мог состояться в 1216, поскольку только в 1218 он стал епископом. Чудо воскрешения Наполеоне Орсини, описанное бл. Цецилией, о котором упоминает также Иордан Саксонский, имело место в Пепельную Среду, 24 февраля 1221 года. Именно эту дату (а не 1216 г.) следует считать правдоподобным моментом вступления Гиацинта и его товарищей в Доминиканский Орден. Ян Длугош в своих «Анналах, или хронике великих королей Польши» датирует это путешествие 1218 годом и описывает события следующим образом: Лета Господнего 1218. Викентий сын Кадлубка, епископ Краковский, осознавая, что его епископское служение сопряжено со многими заботами и трудностями, и желая выбраться из этого бурливого и опасного омута, будучи мужем весьма ученым и благочестивым, постановил сложить с себя полномочия епископа, которые он исполнял уже около двенадцати лет. Не мог он этого долгое время довести до конца, поскольку его святым намерениям противился князь Лешек Белый и Краковский капитул, весьма по этому поводу скорбя и не желая позволить, чтобы церковь и страна лишились столь славного и превосходного мужа: но постоянными просьбами и глубоким смирением он наконец преодолел сопротивление князя и капитула. А когда искали способного после него преемника, Иво сын Саула из Коньских, дворянин герба Одровонж, родом поляк, кантор Гнезненский, каноник Краковский и Сандомирский, княжеский канцлер, более достойным чем иные показался князю и капитулу, как знанием наук, так и выдающимся благоразумием, чтобы после Викентия принять епископство. Но поскольку в отречении Викентия опасались трудностей со стороны папы, Иво, взяв с собой спутником и советником Гиацинта, мужа весьма уважаемого и разумного, отправился к папе Гонорию III, где Уголино, епископ и кардинал Остии, с которым они некогда в Париже на обучении тесно подружились, перед папой и кардиналами весьма его похвалил, посему получил он освобождение от епископства для Викентия, и подтверждение для себя, чтобы занять кафедру Кракова. Когда он, хлопоча с этим вопросом, находился в Риме, случилось, что Бог дал ему познать св. Доминика, который уже великими чудесами прославил свое благочестие и святость, воспользоваться общением с ним и послушать его проповеди. Случилось же, что, когда однажды кардинал Стефан прибыл в монастырь св. Сикста, где муж Божий со своими братьями проживал, племянник упомянутого кардинала упал с коня в ров, откуда его несли мертвым с великим плачем. Подошел к мужу Божьему брат Танкред, муж весьма благочестивый, с просьбой и заклинанием, говоря: «Что же ты медлишь, отче? Этот несчастный случай взывает, чтобы ты явил силу свою». Тогда Доминик, уповая на чудотворную силу Божию, длительной и горячей молитвой мертвого воскресил и исцелил. На это-то чудо смотрел Иво епископ Краковский, осознавая все, что с этим возвращенным к жизни делали; а потом, когда следовало возвращаться в Польшу, он просил св. Доминика, чтобы дал ему нескольких своих монахов. Не будучи же в состоянии иных найти, подкрепил свою просьбу тем, что трех товарищей и друзей, то есть Гиацинта – каноника Краковского, который был также из рода Одровонжей, Чеслава Поляка, Генриха Морава и Германа Немца, св. Доминик в свой орден принял: этих же с собою взяв, первым привил в Польше Орден Проповедников, еще при жизни св. Доминика. Когда же Иво вернулся из Рима, Генрих – архиепископ Гнезно рукоположил его в епископы Кракова; Викентий же, ушел в монастырь в Енджейове, где в то время святой орден Цистерцианцев процветал особенным благочестием, принял он облачение и принес обеты этого ордена, и из святого став еще более святым, начал в бедности подражать Христу, и суровостью жизни стал солдатом в войске Небесного Господа. Снял он с себя ризы епископа, чтобы безопасней смог переплыть этот разлив мирских грехов, который отделяет нас от Бога и жизнь нашу направляет в гавань спасения. Дух его возвышенный, воспаряя в своей жажде к благам небесным и вершине наивысшего добра, не мог того вынести, чтобы пребывать в земных суетах как во мраке теней; посему предпочел он совершенствовать свою жизнь в ордене сурового благочестия, и направлять мысли к лучам наднебесного света.

****** Годовой новициат был введен в Ордене только в 1244-1250 годах. Сначала продолжался он 6 месяцев, а в случае с духовно зрелыми и образованными кандидатами, и того меньше. Скорее всего, новициат Гиацинта и его товарищей был очень кратким, не полный месяц.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий