Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Доминик, школа при кафедральном соборе и университет в Тулузе, III; Проект приглашения в Тулузу учителей и студентов из Парижа, 7.
П. Мандонне в известной статье La crise scolaire au début du XIIIe siècle et la foundation de l’Ordre des Frères Prêcheurs справедливо подчеркивает результативность идеи децентрализации в XIII веке.
Во времена, когда основание и развитие парижского университета, с его как бы монополией обучения теологии, с его перфекционизмом в методах, с умножением текстов и инструментов доктринальной традиции, начало обеспложивать весь остальной христианский мир, грозя упадком не так давно процветающих провинциальных школ в Шартре, Лане, Реймсе, Льеже, Турне – Орден Проповедников, вскоре поддержанный Братьями Миноритами, а позднее и другими нищенствующими орденами, организовал благодаря сотням конветских школ, которые уже в скором времени получили специализацию и иерархию, с парижским университетом во главе, нечто вроде огромного всасывающе-нагнетательного насоса, который наилучших духовных из немногих центров, где они были собраны, не принося должного плода, рассылал – оснащенных необходимыми духовными силами – в метрополии, города и поселения всего христианского мира. Особенно в XIII веке нищенствующие ордена дали университетским городам теологические школы, открывая в них studia sollemnia или generalia. В последнем тридцатилетии XIV века существование многих школ нищенствующих и подражающих им орденов позволило организовать несколько теологических факультетов важного значения. Среди прочих также и в Тулузе. Следует, однако, обратить внимание, что мы подробней сделаем в другом исследовании, что конвентские школы, а особенно школа Проповедников, была частью университета с самого начала его существования. Таким способом воплощали свои замыслы папы с XIII века, которые основали, а позднее возвели к высокому достоинству studium tholosanum, чтобы создать в столице Лангедока сообщество преданное научному изучению веры и проповедованию святой доктрины, вооруженное эффективными методами и черпающее из аутентичных источников.
В заключение вернемся к истории буллы, чтобы извлечь из неё еще один важный вывод. Доминик получил эту буллу вместе с другими, которые были предназначены для него, в январе 1217 год и забрал все в Тулузу. По всей вероятности выслал её только семью месяцами позднее вместе с братьями, которые отправились в Париж по его распоряжению летом того же года. Иордан Саксонский пишет, что Доминик выслал их там, «для расширения ордена», с посланиями Святейшего Пастыря.
Увы, послание, которое Доминик выпросил и получил, никогда не было доставлено адресату; оно утонуло в архивных документах парижских Проповедников. Почему? Не достаточно сказать, что восстание, которое вспыхнуло в Тулузе вскоре после прибытия братьев в Париж, сделало пустыми любые их старания в парижском университете. Если бы Доминик действительно и далее стремился бы к сотрудничеству с парижскими профессорами и студентами в проповедничестве на территории Тулузы, он мог бы эту буллу передать университету тот час же. Если он этого не сделал, если ждал до лета, чтобы доверить послание братьям, отправляющимся в Париж, если предоставил им полную свободу решения вопроса её передачи, в зависимости от того, что они посчитают необходимым – это значит, что получив документ, он изменил свое мнение на его счет.
Это изменение, как мы уже заметили, было связано с полным переворотом его проектов относительно ордена. Отправляясь в Рим, Доминик принимал во внимание только евангелизацию окрестностей Тулузы. Возвращаясь в Лангедок он уже понимал, что распространение веры посредством проповедничества и изучению Слова Божьего должно охватить всё христианство, и даже весь мир. Поэтому он решил разослать братьев, принимая за опорные пункты два университета – парижский и болонский, куда в самом начале послал наибольшую часть своих первых товарищей.
Конечно, он не забыл и о Тулузе. Даже напротив; создал в доме при монастыре св. Романа, «где приказал выстроить монастырь с кельями, размещенными над ним и достаточными, чтобы можно было в них обучаться», собственную школу теологии, которую его преемник перенес в храм св. Иакова. После 1229 года именно в этой школе, а не у св. Стефана, будут начинать свою деятельность магистры теологии, которые приедут из Парижа согласно замыслу основателя тулузского университета. Именно доминиканский орден поочередно пришлет их там, в особах Роланда Кремонского, Иоанна Сен-Жильского и Лаврентия Фужерского.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий