Роланд Кремонский: легендарные источники

12/25/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, I; Первый магистр теологии Ордена Проповедников, 1.

То, что обычно пишут о Роланде Кремонском и о роли, которую сыграл первый доминиканский магистр теологии из парижского университета и основатель первой кафедры Sacra Pagina в университете в Тулузе, имеет свой источник в нескольких рассказах, дошедших до нас благодаря Chronicon Вильгельма Пелиссона, Vitae Fratrum Жерара де Фрашет и Expositio Reguale Гумберта Романского. Это источники весьма фрагментарные, оставили на них свой след также черты литературного жанра, в котором они были написаны.

В написанном в 1244-1268 годах Вильгельмом Пелиссоном панегирике, воспевающим усердия Братьев Проповедников в борьбе с ересью, Роланд Кремонский был представлен как решительный противник катаров и вальденсов. Около 1231 года монастырь доминиканцев св. Иакова, вместе с епископом Фулько, своим провинциалом и будущим епископом, Раймундом де Мирамон дю Фога (1231-1270), а также с частью населения города, был вовлечен в серьезную борьбу с другой партией сограждан, в действительности, защищавшей интересы высших городских чиновников, называемых capitouls. Братья Проповедники боролись с ними в своих проповедях и не переставали разоблачать их тайные сборища и еретическую деятельность в Тулузе. Публично эксгумировали из освященной земли и сожгли на костре останки некоего духовного из церкви св. Сернина, который пред самой смертью тайно принял ересь, а также, во время народной процессии, тело одного из предводителей вальденсов.

Роланд, с момента своего прибытия в Тулузу был втянут в эти трения. Атмосфера религиозно-политического противостояния не могла его удивить. В подобной форме она существовала в Италии, а особенно в его родных местах, в Кремоне. Принципиально отличалась она от климата, в каком предпринимались действия против ереси во Франции, благодаря интервенции князей и других феодалов, пользующихся своей властью.

В Vitae Fratrum (1260-1262), собрании прекрасных деяний, предназначенных для назидания братьев доминиканцев и верных, которым их пересказывали в форме примеров на проповеди, Роланд появляется как благочестивый инок. Магистр светских наук и философ, признанный в Болонье, подобно, как и магистр Реджинальд и столько других в те времена, начинает все больше ненавидеть своё мирское, выгодное положение и жизнь продавца святости. Ибо разве не является симонией продажа духовной мудрости, за которую он взимает плату с учеников? Вид бедности и сверкающего целомудрия первых болонских Братьев Проповедников, вдохновляет его и разжигает евангельскую жажду. Долго он пытается с нею бороться, обращается в орден, потом отказывается, пока, наконец, не принимает решение. По вдохновению Святого Духа приходит просить облачение Ордена Проповедников. Эта история не была придуманной. Сумма теологии Роланда, о которой мы будем говорить ниже, многократно упоминает признания о его внутренней драме и победе.

«Многие – пишет он – вечером принимающие решения вступить в орден, утром от него отказываются; я сам был таковым» - «Такому приходит мысль вступить в орден под влиянием неожиданного импульса, не предваренного долгим размышлением и в одном вдохновении он не находит успокоения, пока не вступит. …Дух Божий до такой степени наполняет разум человека, и даже его волю, что он уже не является хозяином самого себя и не может думать ни о чем другом. Кто это испытал, прекрасно об этом знает!»

У Жерара де Фрашет можно прочитать действительно трогательное описание вступления Роланда в монастырь св. Николая в Болонье. Вбежал он в капитулярий, где монахи как раз собирались, чтобы задержать двух павших духом братьев, которые решили уйти. Роланд пал на землю и молил о милосердие ордена и о его облачение. Реджинальд облачил его в свой собственный скапулярий. Кантор начал петь Veni Creator, зазвонили колокола. Слезы уступили место радостному восхищению, а двое обескураженных братьев решили остаться в ордене. В другом месте Жерар де Фрашет приводит ежедневную молитву Роланда, весьма страдавшего из-за ревматизма в колене, и рассказывает о сверхъестественных знамениях, предваривших его смерть.

Гумберт Романский (в 1255-1263 годах) представляет его нам как ученого философа и грозного для противников оппонента. В 1238 году, во время продолжительной осады Брешии Фридрихом II, имперский философ Теодорик бросил вызов на диспут. Приняли его довольно высокомерные молодые братья доминиканцы и были в дискуссии с Теодориком повержены и пристыжены. Тогда Роланд, с уже парализованными в то время ногами, приехал на осле и победил философа.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий