Слон Бернини

12/21/2020, No Comment

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва, История, 10.

Перед входом в базилику находится весьма необычная скульптура – слон, несущий египетский обелиск. Эта скульптурная композиция была спроектирована знаменитым скульптором Джованни Лоренцо Бернини и создана его учеником Эрколе Феррата в 1667 году. Сам обелиск имеет высоту 5,47 метра, а вместе со слоном и крестом на вершине достигает высоты более 12 метров.

Обелиск перед входом в базилику

Обелиск был создан в Египте ещё в 589-570 г. до н.э. В III веке он привезён в Рим императором Диоклетианом в качестве военного трофея и установлен у входа в храм Исиды на Марсовом поле. В 1665 году обелиск случайно обнаружили монахи-доминиканцы во время строительных работ по реконструкции монастыря. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный монумент здесь же, у храма Санта-Мария-сопра-Минерва. На постаменте выбито посвящение этому выдающемуся Папе, который, помимо прочего, вёл просветительскую деятельность, реорганизовав Римский Университет и подарив ему библиотеку, названную Александрийской.

Из-за небольших размеров монумент известен как «il porcino» («поросенок») или «il pulcino» («цыпленок»). У слона длинная попона, доходящая до основания статуи. Возможно, это связано с опасением некоторых из доминиканских монахов, что слон не выдержит вес обелиска и может упасть. Бернини, конечно, знал, что это не так, но, тем не менее, решил выполнить требование монахов и укрепил статую с помощью попоны.

Слон, созданный по пректу Джованни Лоренцо Бернини

История имеет продолжение и повествует о том, что в отместку Бернини сконструировал слона так, чтобы его задняя часть была обращена к доминиканскому монастырю. Разумеется, правдивость этой истории проверить невозможно, но мораль её такова: творческих людей обидеть легко, но лучше этого не делать.

Примечательно, что идея со слоном, несущим обелиск, впоследствии была использована Сальвадором Дали в его известных картинах «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944) и «Искушение Святого Антония» (1946).

продолжение

No Comment

Отправить комментарий