Литературное наследие

9/11/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, III. Доминиканская евангелизация в Лангедоке, 5.

Чтобы лучше понять, в чем заключалось проповедование доминиканцев на юге Франции, необходимо иметь какое-либо собрание прочитанных им проповедей. Увы, эти братья не оставили нам ни одной коллекции de tempore или de sanctis, столь богато оставленные нам другими провинциями ордена. Понятно удивление Эхарда* тому, что сохранилась только одна проповедь Беренгара Нотье, прекрасного проповедника и профессора, произнесенная им в Поминальное Воскресенье (II Пасхальное Воскресенье) 1263 года в Париже, когда он был там еще студентом. Этот великий библиограф упомянул еще только собрание какого-то анонимного доминиканца, находившееся в его время в монастыре св. Виктора в Париже. Происходило оно из Лангедока, поскольку в нем был использован окситанский рифмованный стих. Но обсуждаемое собрание происходит со времени после канонизации св. Фомы (1333). Эхард приводит еще две проповеди XIII века о св. Доминике, которые хранились в его время в монастыре в Марселе. В XIII веке монастырь в Лимож хранил проповеди Иоанна Балистари († 1260), но они были утрачены. Мы располагаем проповедями, а скорее пророчествами, Роберта из Юзес (1292-1301), однако это исключительное творение не дает представления о том, как выглядело ежедневное обычное проповедование. Можно еще упомянуть Amor Dei, написанную во второй половине XIII века компиляцию, составленную из фрагментов проповедей и патристических учений, а также немногим старшее собрание тем для проповедей о justitia, fortitudo и prudentia, сохранившееся в монастыре в Тулузе, происхождение которого, однако, не известно. Жниво, таким образом, скудное, практически никакое. Это совсем не означает, что тамошние братья не пользовались при чтении проповедей готовыми примерами. Скорее наоборот, известно, что такие творения были обязательными для прочтения. Но это не были, однако собрания, написанные ими самими.

* J. Quetif, J. Echard, Scriptores Ordinis Praedicatorum, Paris 1719-1723.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий