Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, II. Проповедничество против ереси, 6.
Более всего нас, однако, интересует влияние событий 1215-1229, 1229-1234 годов и после 1234 года на проповедование Слова отступникам Братьями Проповедниками. Следует признать, что мы практически ничего об этом не знаем. Полное молчание источников на тему первого периода ограничивается приведенными выше спекуляциями. Провозглашение Слова Проповедниками в Тулузе не могло быть иным, чем в остальных регионах христианского мира. Из второго периода знаем только несколько имен. Пелиссон упоминает некоего брата, который в своей проповеди открыл присутствие еретиков в Тулузе, говорил об их рвении и тайных собраниях. Сослался он также на решение Роланда Кремонского, чтобы, не смотря на запрет консулов читать больше проповедей против еретиков и их последователей, «что отважно и энергично сам делал, и другие вместе с ним». Добавляет он также, что в тулузском монастыре выдающимся антиеретическим проповедником был также брат Маврикий. Об этом самом брате мы также находим информацию в агиографическом духе в Vitae Fratrum Жерера де Фрашет. Посланный однажды, чтобы проповедовать Слово в Альби, он совершил чудо у принявших его францисканцев. Умер он также у них в 1251 году, а на его могиле свершилось более 50 чудес. Фрашет пишет о нем: «благородного происхождения, смиренный сердцем, убогий в одеянии, настоящий друг бедности, пламенный и действенный проповедник против еретиков». Значит ли это, что он старался их обратить?
Как выглядело это проповедничество? Здесь следует разделить типы проповедников, о которых говорят акты провинциальных капитулов Прованса. Как мы уже установили, орден вверил приорам власть давать право читать проповеди соответствующе подготовленным и способным братьям. Вначале решения приоров имели временный характер, но уже с середины века стали постоянными, поскольку с этого времени капитулы уже не вникали в дела предоставления окончательных разрешений проповедования Слова. Акты 1240 года утверждали, что exercitator с этого времени может проповедовать даже в наиважнейших городах и во время капитулов, если только его соций признал его способным к этому. Те же самые акты содержат постановления о создании в монастырях группы старших (seniores), которые должны были оценивать развитие еще не вполне умелого exercitator'а. Полномочия старших, которых вскоре начали называть «братьями дискретами», расширились с 1242 года. Вместе с лекторами они должны были помогать приору в принятии решения, которого из exercitator'ов можно выслать в более важные места (magna loca), а каким можно участвовать в convocationes publicas. О чем тут шла речь? Термины convocatio, convocare, clero et populo convocatius, ingenti convocato populo, обозначали спонтанное проповедничество Доминика в Сеговии и «генеральное проповедничество». В январе 1248 года Раймунд VII приказал регентам обязать своих подчиненных участвовать в проповедях Братьев Проповедников и Братьев Миноритов. Право участвовать в convocatio publica уполномочивало читать незапланированные проповеди во время народных собраний люда со всей околицы. Правдоподобно так выглядело проповедничество против еретиков. Такое не мог предпринимать первый крайний проповедник. Можно было там ожидать голоса противников. Только мудрый и опытный проповедник мог им противостоять. Для ведения такого диспута необходимо было знание всего Святого Писания. Конечно, проповедник помогал себе тем, что обращался к специальным собраниям библейских аргументов, упорядоченных тематически, согласно спорным вопросам. Об этих – как называет их Дуэс – суммах авторитетов мы еще расскажем. Проповедник должен был также показать по-настоящему диалектические умения, чтобы не дать противникам увести себя от темы. Интересно, составлялись ли перечни противоречий выступающих в Святом Писании quaestiones ad decipiedum tam hereticos quam Judeos, которые мы находим в некоторых рукописях, с целью ввести в замешательство противников проповедников, или же вытащить из его самого из замешательства?
Первоначально exercitator не мог слишком долго сохранять свой титул. Он должен был получить подтверждение своей лицензии от капитула высшей степени, генерального – после 1220 года или провинциального – с момента сформирования этого вида капитула между 1224 и 1225 годами. С этого же времени (1225 год) встречаем в документах упоминания об особе, присутствие которой на провинциальном капитуле стала обязательной и которая по этой причине начинает играть довольно существенную роль в управлении провинции. Я имею в виду генерального проповедника. Откуда взялся этот титул? Разве между 1220 и 1225 годами так называли всех проповедников, утвержденных генеральным капитулом? Или же наоборот, был это кто-то привилегированный, избранный из числа проповедников утвержденных провинциальным капитулом? Надеюсь, что мне удастся начать исследования на тему роли генерального проповедника, который находился собственно в каждом монастыре. Следует заметить, что уже в половине XIII века имел он привилегию огромной свободы передвижения и другие значительные полномочия в монастырской общине, например постоянный проповеднический мандат, не был обязан каждый раз просить разрешение у приора. Иными словами, он сам организовывал свое проповедническое служение, независимо от обычного проповедничества, отмеряемого литургическим циклом. Генеральный проповедник был, таким образом, в своем монастыре преемником странствующего и нищенствующего проповедника, как сам св. Доминик. Генеральный проповедник имел право использовать личную печать. Предоставили ли ему её для того, чтобы он мог выдавать свидетельства о воссоединении, которые требовались при сакраментальном обращении еретика? А может, была она необходима для предоставления отпущений и посланий крестового похода? Как бы там ни было, среди этих братьев следует искать этих немногочисленных проповедников, благовествовавших Слово Божье против еретиков, о которых свидетельствуют скупые, найденные нами упоминания.
Отправить комментарий