Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Послушание, CLХIV.
Как Я сказал тебе, Слово мое оставило вам, в качестве устава и учения, послушание. Дало вам его в качестве ключа, который позволяет вам открыть врата, ведущие к вашей цели. Оставило вам его в виде заповеди в связи с общим послушанием и в виде совета для тех, кто хочет достигнуть большего совершенства и пройти через тесную калитку Ордена. Но есть еще послушание тех, кто не принадлежит ни к одному из орденов, а все-таки пребывает в ладье совершенства. Это те, кто соблюдает совершенство советов, вне какого бы то ни было ордена. Они отреклись не только духовно, но и действительно от богатств и великолепия мира; хранят целомудрие, будь то в состоянии девичества, будь то в добродетели умеренности, если уже не являются девственными. Они соблюдают послушание, предав себя, как Я тебе уже сказал в другом месте, некой особе, которой стараются быть совершенно послушными до самой смерти.
Если спросишь Меня, кто имеет большую заслугу: те ли, кто соблюдают советы таким способом, или же те, кто пребывают в Ордене, Я отвечу тебе, что заслуги послушания не измеряются ни согласно внешнему действию, ни согласно месту, ни согласно особе, которая отдает распоряжения, и которая может быть доброй или злой, мирянином или монахом, но согласно любви того, кто является послушным. Это – мерило заслуги послушания.
Несовершенство плохого настоятеля ничем не вредит тому, кто послушен; и даже иногда приносит ему пользу, ибо гонения и чрезмерные тяготы суровых распоряжений развивают в нем добродетель послушания и её сестры – терпения. Несовершенство места также не наносит ему никакого ущерба. Говорю: несовершенство, так как положение члена ордена является более совершенным, более уверенным и постоянным, чем любое другое положение, и Я называю его несовершенным в сравнении, место пребывания тех, кто взял малый ключ послушания, соблюдая советы вне Ордена. Однако Я не имею в виду того, что их послушание является несовершенным и имеет меньше заслуг; ибо любое послушание, как было сказано, как и все иные добродетели, измеряется любовью.
Правда то, что по многим причинам, будь то по причине обета, который приносится на руки настоятеля, будь то по причине суровой дисциплины, которая там царит, послушание является более совершенным в Ордене, чем вне его. Все внешние действия связанны с этим ярмом, и нельзя его сбрасывать, когда вздумается, не совершая при этом смертный грех, ибо оно утверждено святой Церковью и обязывает на основании принесенных обетов.
Не так с теми, кто пребывает вне Ордена. Они связаны только любовью к послушанию, а не торжественным обетом. Поэтому они могут, не совершая смертного греха, уклониться от послушания той особе, если имеют важные причины сделать это. Однако непозволительно им оправдываться неохотой или усталостью: такое уклонение от послушания было бы очень тяжким грехом, но собственно говоря, не было бы грехом смертным.
Знаешь ли ты, какое отличие между одним и другим? Такое, как между тем, кто отнимает чужую вещь, и тем, кто отнимает вещь, данную с любовью, без намерения, что правда, требования её возвращения, но и без письменного утверждения дарования. Монах же дал письменное дарование в своих обетах, силою которых отрекся от самого себя, предав себя в руки настоятеля, и присягнул соблюдать послушание, целомудрие и добровольную бедность. Настоятель же взамен присягнул ему, если он будет верен своим обещаниям до самой смерти, дать ему жизнь вечную.
Так вот, что касается обязательств, места и способа, это послушание является более совершенным, а то – менее совершенным; это дает больше уверенности и, если человек падет, дает ему большую помощь для возрождения – а то дает меньшую уверенность, и меньшую помощь. Если же человек падет, он более склонен к тому, чтобы отвернуться, ибо не чувствует себя связанным принесенными обетами; он находится в положении новиция перед обетами, который до этого момента может отступить, а потом уже нет.
Но и в одном и в другом послушании, как Я тебе сказал, заслуга измеряется любовью истинно послушного. Поэтому каждый, в каком бы положении он не находился, может иметь совершенную заслугу, ибо зависит она только от любви.
Одного Я призываю к этому положению, другого – к иному, согласно со склонностями каждого, но в обоих положениях все могут получить заслуги в полноте, согласно мере своей любви. Если мирянин любит больше, чем монах, получит больше; если монах любит больше, чем мирянин, тем большей будет его награда. И так все другие.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий