Награда послушного

7/17/2020, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Послушание, CLХV.

Всех вас Я поместил в винограднике послушания, чтобы вы занимались различными работами. Каждому будет дана награда не по труду, который он исполнил, не по времени, которое он потратил, а по любви: тот, кто пришел поздно, не получит меньше, чем тот, кто пришел в самом начале. Этому хотела научить вас Истина моя в святом Евангелии на примере тех, которые были бездеятельны и которых послал Господь на работу в свой виноградник. Те, которые пришли с утра, не получили больше, чем те, которые пришли в первый час (ср. Мф 20,1-6), те, что появились в третьем часу, в шестом, в девятом, и даже вечером, получили столько же, как и первые*. Истина моя хотела научить вас, что вы будете вознаграждены не по продолжительности и важности вашей работы, а согласно степени вашей любви. Многие уже в детстве получили работу в этом винограднике; другие пришли позднее, некоторые только в старости. Таковые иногда, видя краткость оставшегося им времени, предаются труду с таким огнем любви, что нагоняют тех, которые пришли в детстве, но шли медленными шагами. Так вот благодаря любви в послушании душа получает свою заслугу; любовью она наполняет свой сосуд во Мне – море спокойствия.

Во многих послушание полно готовности, так воплощено в их душах, что они не только не стараются узнать причины распоряжений настоятеля, но даже не ожидают когда слово выйдет из его уст. В свете веры напрямую видят замысел настоятеля. Поэтому истинно послушный слушает скорее мысль, чем слово, полагая, что мысль настоятеля согласна моей воле и приказывает он по распоряжению моей воли. Поэтому Я сказал тебе, что слушает он скорее мысли, чем слова. Он исполняет его слово, ибо сперва поддался с любовью его воле, просвещенный светом веры, который указал ему его волю во Мне.

Читаем в житиях святых отцов о прекрасном примере такого послушания, вдохновленного любовью. Некий монах, получив от настоятеля приказ в тот момент, когда только что начал писать букву «О», такую мелочь, не позволил себе её закончить, но безотлагательно поспешил туда, куда призывало его послушание. И чтобы засвидетельствовать ему внешним знаком то, как сильно была приятна Мне его готовность, милость моя завершила золотом начатую им букву.

Эта славная добродетель столь мила Мне, что ради никакой иной Я не совершил стольких чудес, не дал стольких знамений и свидетельств удовольствия, которое она Мне доставляет. Ибо она приходит от света веры.

Чтобы показать, как она Мне приятна, земля послушна ей, животные послушны ей, вода носит на себе послушных. Земля, как Я сказал, слушается послушного. Помнишь, как ты читала о том ученике, которому его аббат дал сухую деревянную палку, наказав ему во имя послушания посадить её в землю и каждый день поливать. Просвещенный светом веры, ученик не спросил, возможно ли это, но не стараясь исследить, что из этого получится, попросту исполнил приказ. Благодаря его послушанию и вере, сухое дерево зазеленилось и принесло плод, чтобы засвидетельствовать, что душа та освободилась от сухости непослушания, чтобы оживши, принести плод послушания. Поэтому святые отцы называли плод этого дерева яблоком послушания.

А как послушны неразумные животные! Взгляни на того ученика, которому во имя послушания аббат приказал поймать дракона и ученик благодаря добродетели послушания поймал зверя и привел его к аббату. Но тот, как истинный лекарь, желая оградить своего монаха от тщеславия и испытать его терпение, прогнал его от себя с порицанием, говоря: ты животное, привел связанное животное.

То же самое с огнем. Ты читала в Святом Писании, что многие, не желая нарушать мои заповеди, предпочли, чтобы их бросили в огонь. Пламя не причинило им никакого вреда, как приключилось это с тремя юношами в печи и многим другим, о чем можно бы было рассказать (ср. Дан 3,12-24).

А вода! Ты слышала о Мавре, посланном во имя послушания, чтобы вытащил из воды ученика, который как раз тонул. Не заботясь о себе, он думал только, в свете веры, чтобы исполнить приказ настоятеля и бросился смело. Он шел по воде, как будто шагал по земле и спас ученика**.

Если ты откроешь око разума, узришь во всех этих вещах явное великолепие этой добродетели.

Ради послушания следует оставить все иное. Хоть бы ты вознеслась в восхищении к такому соединению со Мной, что тело твое повисло бы над землей, то если бы получила приказ во имя послушания, ты должна была бы с силой оторваться от созерцания, если бы могла. Ибо Я говорю вообще, не об особенных случаях, которые не подлегают праву. Посему помни, что ты никогда не должна оставлять молитву, во время для нее предназначенное, разве что из любви или ради послушания. Я говорю это, чтобы ты знала, как сильно Я требую от моих слуг готовности в послушании и как сильно оно Мне любо.

Всё, что делает послушный, приносит заслугу. Если ест, делает это из послушания; если спит, то из послушания. Ходит ли, стоит ли, постится или бдит, все это делает из послушания. Когда идет в часовню или в трапезную, когда находится в келье, кто же ведет его или удерживает? Послушание, которое в свете веры бросает его, умершего для своеволия, полного ненависти и презрения к себе, в объятья Ордена и настоятеля.

Благодаря этому послушанию, он отдыхает в ладье, вверяя себя руководству своего духовного проводника. Таким образом, он переплывает через бурное море этой жизни, среди огромной тишины, с радостными мыслями и спокойным сердцем, ибо послушание с верой изгнало всяческую тьму. Он спокоен и беспечен, ибо избавился от всяческой слабости и страха, отрекся от своеволия, от которого происходит всяческая немощь и неупорядоченный страх.

Что является пищей и питием того, что он избрал себе в невесты послушание? Пища его – познание себя и Меня. Он осознает, что сам не существует, отдает себе отчет в том, что он несовершенен и знает, что Я – Тот, который Есть, в котором он вкушает мою истину, указанную ему самой Истиной моею, Словом воплощенным. А что питие? Кровь, та кровь, в которой Слово открыло ему истину мою и невыразимую любовь мою к нему; та кровь, которой Сын мой засвидетельствовал послушание, ибо Я – Отец вековечный, приказал Ему её из-за вас. Поэтому он упивается этой кровью и в своем упоении, в упоении кровью, в упоении послушания Слову, теряет себя, теряет собственные мнения, свои знания, чтобы обрести Меня в благодати, в свете веры, в святом послушании.

Вся его жизнь это песнь мира. В минуту смерти получает он то, что настоятель присягнул ему во время обетов, жизнь вечную, виденье мира и наивысшей добродетели, отдохновение без конца, непостижимое благо, которого никто оценить и постигнуть не может. Оно бесконечно, ничто ограниченное не может быть его мерилом, как сосуд, погруженный в море, не может охватить его необъятность, только ту частичку, которую может в себе уместить. Только море охватывает, понимает себя. Точно так Я – море спокойствия, являюсь Тем, кто себя понимает и знает свою ценность. То, что Я понимаю себя и знаю свою ценность, является моей радостью. Этой радостью, этим благом, которое ношу в себе, Я одарил вас, каждого, согласно с его мерой, но в полноте. Никто не чувствует пустоты. Каждый получает совершенное блаженство, познает и постигает мою благость, насколько Я даю ему её познать.

Так вот, послушный, просвещенный светом веры в моей истине, воспламененный огнем любви, помазанный смирением, упоенный кровью, соединенный с терпением, сестрой послушания, с презрением к себе, с мужеством, с постоянной выдержкой и всеми другими добродетелями, то есть с последствиями всех добродетелей, нашел свою цель во Мне, своем Творце.

* Первый час соответствует шести утра, третий – девяти, шестой – полудню, девятый – пятнадцати, вечер – восемнадцати.

** Ср. св. Григорий Великий, Диалоги. II, 7.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий