Отсутствие полемических трудов

7/20/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, II. Проповедничество против ереси, 7.

Еще меньше – можно сказать, что вообще не существуют – записей о характере деятельности этих проповедников. Ни Доат, ни Дуэс, ни Молинер, ни Дунден не обнаружили среди просмотренных ими рукописей никаких полемических трудов против альбигойцев, которые можно было бы со всей уверенностью приписать Братьям Проповедникам юга Франции.

Нет также трактатов систематическим образом опровергающих катарские тезисы, как например Contra Manicheos Дуранда д`Оска (1222-1224). Не существует информатор о тезисах и суевериях катаров, на подобие Manifestatio heresis albigensium et lugdunensium (1207-1213), которые находим в собраниях Убогих Католиков, или на подобие De sectis (1213), открывающего Hystoria Albigensis Петра из Во-де-Серне. Если аналогичная этим текстам Brevis summula, опубликованная Дуэсом из рукописи 13151 Национальной Библиотеки в Париже, действительно происходит из среды доминиканцев юга Франции, чему, увы, нет непосредственных доказательств, то и так содержит она только согласный с учением Церкви текст итальянского трактата De heresi catharorum in Lombardia (до 1214-1215).

Не находим также на юге Франции сумм авторитетов против катаров, доминиканского происхождения, этих более или менее удобных собраний библейских текстов, которыми пользовались проповедники в своих полемиках с альбигойцами. Быть может, некоторые из множества таких собраний, которые находил Дуэс в рукописных кодексах, составили тулузские Братья Проповедники, тем не менее, ни одного их них упомянутый автор не классифицирует. Два наиважнейшие, изданные им, составили францисканцы. Третий происходит из кодекса XIII века якобинцев из Тулузы, но нельзя его приписать доминиканцам юга Франции, поскольку употребленное в нем название Paterini, которое он дает катарам, свидетельствует о его ломбардском происхождении.

До сих пор никто не издавал и даже не сообщал о существовании какого-либо систематического трактата против катаров, который бы мог появиться в среде доминиканцев Юга, а ведь существуют множество сумм и трактатов, написанных доминиканцами из Ломбардии, как например Contra Patarenos, который приписывают св. Петру Мученику (1237), суммы Монеты из Кремоны (1241) и Райнера Саккони (1250), наконец, трактат Ансельма Александрийского. В то же время известные суммы юга – Liber antiheresis (1190-1200) Дурандо д`Оска, Summa quadripartita Алана из Лилля (1190-1202) и Contra hereticos Эрменгауда (после 1207 года), не являются доминиканским и были написаны еще перед основанием ордена.

Мы еще не знаем всего и собрания рукописей могут скрывать множество неожиданностей, однако большинство рукописей уже каталогизировано и проверено. Поэтому нельзя ожидать принципиального изменения образа. И поэтому нужно как-то объяснить отсутствие собственной, написанной доминиканцами Юга, литературы против катаров. Конечно, как мы еще скажем позднее, доминиканцы больше говорили и действовали, чем писали. Оставили они, однако творения, написанные по другим дисциплинам, разве не должны они были создать собрания пусть даже такие скромные, какие оставила после себя немногочисленная группа Убогих Католиков?

Однако, примем во внимание два факта. Полемическая деятельность доминиканцев против катаров достигла своего апогея около 1230 года. Таким образом, была она примерно на одно поколение позднее, чем деятельность Убогих Католиков. Течение событий тогда серьезно изменилось. С другой стороны, это явление касается не только Братьев Проповедников. На юге Франции не знаем систематического трактата против катаров, который бы появился позже, чем Contra Manicheos Дуранда д`Оска (1222-1224). Даже работа Роланда из Кремоны, написанная в Тулузе не содержит полемики с катарами.

Первое принципиальное объяснение, которое приходит в голову, это факт, что религиозные диспуты Братьев Проповедников на Юге не могли продолжаться долго, так как вскоре были парализованы возникновением и развитием инквизиции в Лангедоке. Этого, однако, не достаточно для полного объяснения явления. Ведь инквизиция действовала также в Ломбардии, и не мешала там бурному развитию полемической литературы, особенно писанной доминиканцами.

Поэтому следует искать другое объяснение. Если на волне реакции Церкви против катаров не появились на юге Франции похожие на ломбардские полемические работы, то потому, что альбигойский катаризм не стоял там на таком высоком интеллектуальном уровне, как катаризм северной Италии. И об этом уже давно известно.

Катары не образовывали философское движение, а религиозное. Чтобы выразить свой взгляд на проблемы греха и спасения, довольствовались в Лангедоке образной, гладкой мифологией, основанной на евангельских притчах. Известны многочисленные примеры таковой конца XII и начала XIII века. Для дискуссии же с Католической Церковью они развили неясную, и одновременно очень удобную экзегетику, заключенную в трактате, который опровергал Дуранд д`Оска в своем Contra Manicheos. Ничто не указывает на то, чтобы в Лангедоке старались найти обоснование типа концептуального, вроде De duobus principiis итальянской фракции Иоанна из Луджио. И как бы они могли это сделать? В начале XIII века, и даже в 1230 году, не смотря на тогдашний расцвет культуры, не было в Тулузе ни философских наклонностей, ни среды, в которой бы они развивались. Отсутствовало даже хоть немного развитое школьное образование, о чем мы вспоминаем вслед за иными исследователями. Вильгельм Пелиссон описывает удивление жителей Тулузы, вызванное «небывалым» методом, который использовали прибывшие из Парижа учителя. Еще понадобится упорный педагогический труд Проповедников, неустанное развитие их studia logicalia, naturalia et solemnia, чтобы в течение двух первых тридцатилетий XIII века создать там интеллектуальную среду, хоть и в рамках ордена, но уже связанную с университетами. Многих катарских предводителей арестовала инквизиция, другие убежали в Ломбардию, что окончательно сделало невозможным интеллектуальное развитее альбигойского катаризма, и в результате ослабило необходимость полемики со стороны их противников. Приняв это во внимание, можно понять, сколь огромную ошибку совершают те, кто, основываясь на взглядах итальянской школы Иоанна из Луджио, представляющих только небольшую фракцию отступников, приписывают альбигойскому катаризму нигде не подтвержденный философский аспект. От упомянутой фракции отстранилась катарская Албанская Церковь, единственная из шести итальянских дуалистических церквей, действительно родственная альбигойским катарам.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий