Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, II. Проповедничество против ереси, 8.
Приходим, таким образом, к заключению, что Проповедники в Лангедоке почти не практиковали полемической деятельности против катаров. Кажется, что их проповедничество в этом регионе, подобно, как и в других, представляло собой позитивную евангелизацию, основанною на Слове Божьем и христианской практике, подкрепленной старательным изучением Святого Писания.
Написав в этом томе о деятельности Роланда Кремонского* в Тулузе, мы целенаправленно подчеркиваем умеренность парижской теологии, которую она сохраняла все время, не смотря на действенную реакцию на старания еретиков. Подобную умеренность сохраняло и проповедничество Братьев, выросшее из деятельности Роланда. Это заключение не ставит под сомнение ничто ни в законодательстве, ни в актах провинциальных капитул, ни в творениях проповедников, ни в анекдотах, которые сохранились о них до нашего времени. Такой способ проповедничества убеждений, позитивный и взвешенный подбор проблематики и языка, является зачастую более действенным, чем полемика. Следует нам также сказать, кончено насколько позволяют сохранившиеся первоисточники, в чем заключалась эта позитивная евангелизация.
* Роланд Кремонский, лат. Rolandus Cremonensis (1178-1259) доминиканский теолог и философ ранней схоластики. Был первым доминиканским регентом в Париже. Одним из первых использовал недавно переведенные труды Аристотеля и комментарии к его работам.
Вступил в доминиканский орден в Болонье в 1219 году, где учился, а позднее получил кафедру на факультете свободных искусств, там же, вероятно преподавал медицину. В 1228 году преподавал теологию в Париже, получив это назначение по инициативе епископа Вильгельма (Гийома) Овернского, став, таким образом, первым монахом, получившим такое назначение.
Был лектором в университете Тулузы с момента его основания в 1229 году и проповедовал против катаров.
В 1233 году он вернулся в Италию. Был в контакте с двором Фридриха II, заслужив, среди прочего, признательность Теодора Антиохийского, араба, который преуспел в качестве придворного астронома и философа императора после Михаила Скотта (1238). Мало что сохранилось из его сочинений, кроме Summa theologiae, его комментария к Иову, который на самом деле является произведением естественной психологии и космологии (не лишенным магических элементов). Он был одним из первых знатоков комментариев Аверроэса к физике Аристотеля.
Далее Мари-Умбер Викер посвятит особе Роланда несколько глав.
Отправить комментарий