Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, III. Доминиканская евангелизация в Лангедоке, 1.
Акты провинциальных капитулов Прованса, обширное – быть может, полное – собрание которых мы к счастью имеем, предоставляют нам много сведений о личностях, принципах жизни и нравах проповедников. Эти сведенья настолько богатые, что на их основе можно было бы написать целую книгу, подобную той, которую собирался, но еще не написал Дуэс*. Здесь мы подадим только необходимое для нашей работы резюме.
Уже не будем возвращаться к оговоренным ранее типам проповедников: exercitatores, которые после первого года теологии, если не давали поводов к опасениям, что станут причиной скандала, получали от своего приора на некоторое время позволение читать проповеди; проповедника, который мог самостоятельно читать проповеди благодаря утверждению генерального или провинциального капитула; наконец, генерального проповедника, который окончил, по крайней мере, трехлетнее обучение теологии, имел богатый опыт и настоящую независимость в своей работе. Все эти проповедники были, однако связаны определенными ограничениями. Непозволительно было читать проповеди вне собственного монастыря без сопутствующих братьев никому, кто не достиг 25-летнего возраста (так это было постановлено до 1235 года), как и вопреки запрету епископа данной епархии. Однако епископ не мог помешать проповеднику в чтении проповедей на определенной территории, если папа уделил ему специальное позволение.
С 1249-1251 годов это разделение упрощается. С этого времени соединяются два первые типы проповедников, поскольку приор с советом братьев дискретов получал право давать разрешение на постоянное чтение проповедей. Провинциальный капитул, а точнее провинциал и четыре дефинитора провинциального капитула, могли с этого времени вмешиваться только при установлении генерального проповедника. Это дисциплинарное упрощение свидетельствует о возрастающем спросе на проповедников, возрастанию их численности и развитии в сфере обучения.
Эти проповедники были людьми зрелыми. Орден не принимал неопытных юнцов. Чтобы вступить в орден, нужно было достичь восемнадцатилетнего возраста, получить соответствующее воспитание и образование, поскольку, как установил провинциальный капитул 1242 года, «неприемлемо, чтобы орден переполнился людьми бесполезными». Приору постоянно напоминали его обязанности по отношению к постулантам. Он должен был отсеивать кандидатов слишком молодых или не знающих грамматики, то есть не умеющих читать и писать, или как минимум – обучать их вне монастыря. Более-менее с середины века начали требовать не только знания грамматики, то есть основных навыков, но также знания logica vetus, базовой логики, прежде чем допускали кого-либо к принятию в орден. Приор должен был далее проверять образование уже принятых постулантов и в соответствии с нуждами, устранять пробелы, устанавливая необходимую систему образования. Кроме того, согласно конституциям, он должен был следить за формацией, проверкой знаний и допущением к проповедованию Слова.
А вот очень знаменательная подробность: постулант должен был быть местным. Некий богатый немец, которого – по мнению приора – можно было принять в орден, мог стать лишь конверсом. Шла ли тут речь только о знании языка? Действительно, необходимо было знать язык людей, которым хочешь читать проповеди. В те годы доминиканцы требовали даже, чтобы в монастырях и провинциях учили диалекты местного населения. Здесь речь шла о чем-то более важном. Каждый монастырь имел свой собственный удел, то есть территорию, которую на Юге называли «проповедничество», и должен был набирать новициев только из этого удела, от названия которого монахи обычно принимали свои прозвища. Если постулант происходил из округа какого-то другого монастыря, мог быть принят только с согласия монастыря места своего происхождения, и даже за его счет, что включало содержание и воспитание такого новиция. Правило, правда, предусматривало исключения, но было однозначным. Предусматривало оно даже необходимость «свидетельства добрососедства». Зачем? Разве хотели узнать происхождение и друзей кандидата в монахи? Найти поручителей? Прежде всего, затем, что в те времена локальные связи были неслыханно сильными, часто выражались даже особым диалектом, и не следовало ими пренебрегать, а тем более рвать таковые. Определенно также и по той причине, что нищенствующий орден более чем какая бы то ни было, другая община нуждалась в этом для исполнения своего служения и для поддерживания солидарности с местным населением. Локальный патриотизм проповедников был всеобще известным.
* C. Douais, La predication dominicaine dans le Midi de la France au troizieme siècle.
Отправить комментарий