«Проповедничества», то есть территориальное деление

8/17/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, III. Доминиканская евангелизация в Лангедоке, 2.

Когда мы вчитываемся в текст актов капитул, поражает значение придаваемое «проповедничеству». Факт, что столь огромное значение уделяли решению локальных споров о разграничении между конкретными «проповедничествами» следует из того, что эти границы влияли практически на всю деятельность братьев. Мы уже упомянули на примере набора новициев о проблеме солидарности с местным населением. Существенной также наверняка была экономическая точка зрения. Проповеднический округ – это одновременно территория, на которой монастырь мог высылать своих квесторов. Когда увеличилось число монастырей, и тем самым уменьшилось расстояние между ними, необходимо было пересмотреть границы между ними, чтобы избежать споров. В провинциях это делали систематически с 1265 года. Провинциальные капитулы сталкивались с огромными трудностями в установлении границ и в получении согласия монастырей на их положение, даже если на заинтересованные монастыри налагали silentium sempiternum в этом вопросе. Монастыри, округа которых были довольно убогими, зачастую не хотели соглашаться на отказ от более богатых территорий, которые до этого времени были отведены им, в пользу ново основанных монастырей.

Собирание пожертвования было тесно связано с проповедничеством. Нельзя просить милостыню там, где не исполняется служение Слова. Эта связь в те времена была очевидной и понятной. Основной же причиной владения таким округом было апостольское служение. Именно поэтому такой округ называли «проповедничеством».

Этот термин обозначал служение, за которое монастырь был ответственен. Приор не мог посылать проповедника за границы своего «проповедничества», с поправкой до четырех миль. Это ограничение, конечно, не касалось генерального проповедника. Одной из целей этих ограничений была надлежащая организация проповеднических работ, избежание беготни, ненужной потери времени и сил, поскольку проповедники должны были перемещаться пешком. Речь шла также о том, чтобы избежать искушения отправиться верхом в более отдаленные околицы. Прежде всего, однако, речь шла о распространении веры и христианских практик. В 1253 году приорам даже было приказано, чтобы удостоверились, во всех ли церквах на территории их «проповедничества» праздновали торжество св. Доминика и недавно канонизированного св. Петра Мученика. Монастырь заботился также о доминиканском служении у монахинь. Кроме того, он присматривал за братьями, выделенными в качестве социев епископам, происходящим из ордена, находящимся на территории «проповедничества».

Первой и принципиальной причиной разделения на округа была, таким образом, сама природа проповедничества, которая выводилась из идеи миссии. Всеобщее право проповедования Слова, данное Церковью ордену как единому целому (но без ответственности за конкретные округа), территориально делилась на провинции и далее – на монастыри. Под конец века монастырские «проповедничества» разделили еще на «термины», которые вверяли одному проповеднику, называемому «терминарием». Благодаря территориальной организации провинции и монастырей была создана настоящая система евангелизации, которая в Лангедоке существовала параллельно с приходской организацией.

Это разделение было как бы врожденно ордену, осуществляло и расширяло в прованской провинции планы, предпринятые еще в 1207 году Арнольдом из Сито, который предводительствовал тогда папским проповедничеством, выступающим против ереси. Тогда он разделил, как мы узнаем, всю территорию на определенное число округов и выделил их своим соратникам. Святому Доминику перепали околицы Лораге с центрами в Пруйле и Фанжо. Доминик, в свою очередь, в 1216 году собирался разделить всю альбигойскую страну между четырьмя приоратами, которые хотел там основать. Можем себе представить, сколь огромное пастырское влияние могла оказать такая сеть «проповедничеств», соединенная с самого начала Ордена Проповедников с сетью приходов, если могла развить все заключенные в ней силы. А ведь сеть доминиканского проповедничества была еще и переплетенной с монастырями других нищенствующих орденов.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий