В эпоху Возрождения, которая затрагивала и XV век, в Италии получило большое распространение написание лирических произведений. В наше время известно много поэтов той эпохи, мы можем прочитать их произведения. Однако все стихотворения тех лет были скованы определенной формой. Да и темы их были у многих авторов одинаковые: любовная лирика, описание природы или восхваление каких-нибудь господ, как говорится, сильных мира сего. Однако стихи Савонаролы очень отличаются от лирических произведений его поэтов-современников. Во-первых, они различны формой, автор не пытался сосредоточиться на ней, ведь поэзия шла из глубины его души, поэтому четкость формы Савонарола не считал главной целью своего творчества. Конечно, при переводе я пользовалась формами, известными на сегодняшний день, которые использовали наши отечественные поэты, такие как Пушкин, Лермонтов. Во-вторых, стихи Савонаролы отличались своими темами от лирических произведений многих поэтов того времени. Эти стихи были пронизаны любовью к Богу и осуждением той безнравственности, которая царила в то время в мире, в прочем, как и сейчас. Джироламо Савонарола начал писать стихи ещё в юности, до своего вступления в Орден. На сегодняшний день известны названия его стихов, написанных в юности до пострига. Это например "О разрушении мира" или "О разрушении Церкви". Конечно, не вся молодежь, окружавшая юного Джироламо Савонаролу, понимала такие стихи, ведь Савонарола был особенным человеком, его не все понимали. Вообще, многие стихотворения отца Иеронима на сегодняшний день не изданы и существуют только в рукописях. Савонарола не писал стихи для публичного чтения, скорее он их создавал для себя, как излияние своей души. Однако, как сказал наш Господь, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Так произошло и с произведениями Савонаролы. Хотелось бы сказать несколько слов об отношении отца Иеронима к поэзии. В одном из его писем есть такие строки:
"Я никогда не думал осуждать поэзию, как в этом многие обвиняли меня и устно, и письменно, а лишь злоупотребление ею, какое замечается у многих. Я не хотел обращать внимания на эти обвинения по пословице: не отвечай глупцу на его глупости. Но теперь слова твои заставляют меня взяться за перо... Некоторые хотели бы ограничить поэзию лишь формой. Они жестоко ошибаются: сущность поэзии состоит в философии, в мысли, без которой не может быть и истинного поэта. Если кто думает, что все дело в дактилях и спондеях, долгих и коротких слогах, в украшении речи словами, тот, конечно, впадает в грубую ошибку". Следовательно, прочитав приведенные строки, можно сделать вывод: отец Иероним Савонарола никогда не осуждал поэзию и искусство, он хотел лишь, чтоб они служили религии, Богу, не воспевали непристойности и всякую мерзость. Савонарола не был фанатиком, сейчас религиозных фанатиков немало, которые ненавидят искусство, науку, даже уничтожают свои документы, считая это предметом Антихриста, потому, сравнив отца Иеронима с этими людьми, мы можем сказать о его трезвом, искренним, наполненным чистой любовью к Богу отношении к религии и о его высокой порядочности. Отношение к литературе у Савонаролы было положительным, мы можем это видеть даже из того факта, что монастырь Сан-Марко на последние сбережения купил библиотеку Медичи, где было много интересных изданий. В книге Виллари есть и другие высказывания Савонаролы о поэзии, искусстве в целом, о живописи, взятых из его проповедей и писем. Особенно интересные выводы об этом можно сделать, прочитав его цикл "Проповеди на книгу Пророка Аггея". Там Савонарола признается, что любит астрофизику, говорит о силе притяжения, хотя нам все время на физике твердили, что силу притяжения открыл Ньютон только в XVIII веке. Так же отец Иероним говорит о биологии, об астрономии, медицине, которой его учил в юности дед - медик, о химии, говоря о том, что все вещества, поступившие в организм человека с едой, в теле расщепляются и уже из расщепленных веществ строятся ткани организма. Конечно, я пересказываю эти фразы более современным языком, но вообще удивительно, как человек в то далёкое время мог такое знать? Видимо, тогда наука и образование были не совсем такими, какими их сегодня нам описывают в учебниках. Из приведенных выше фактов мы можем сделать вывод, что Савонарола не гнушался наукой и искусством, был высокообразованным и всестороннеразвитым человеком, он желал лишь, чтоб искусство и наука служили благородным целям. Но про науку совершенно отдельный разговор. Продолжим о поэзии. Далее поговорим отдельно про каждый стих.
По крайней мере возьмите три надежды
Бонус: Сад благоухающих роз (Посвящение Савонароле)
А. К.
Отправить комментарий