Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, III. Доминиканская евангелизация в Лангедоке, 3.
Конкретные формы евангелизации а Провансе были подобны тем, которые доминировали и в других областях деятельности Братьев Проповедников. Зависели они от характера мест, в которых читали проповеди: более скромных – куда можно было послать даже дебютантов, и более важных – в которые не следовало допускать неумелых и неловких. Первыми из важнейших мест обычно считали, что было весьма знаменательно, конвентские церкви Братьев Проповедников. Привилегию чтения проповедей не должен был присваивать себе приор. Настоятели вверяли эту роль брату, который должен бы этим «обычно» заниматься для наилучшего назидания верных. Следует упомянуть обычай чтения утренних проповедей во время мессы и вечерних комментариев к библейским текстам в капитулярии, особенно по пятницам.
Проповеди отличались также в зависимости от аудитории, для которой были предназначены, и от повода, по которому их провозглашали. Известны были тогда две принципиальные категории проповедей. С одной стороны – литургические гомилии, согласные с двойным циклом de tempore et de sanctis (период литургического года и о святых), а с другой стороны sermones ad status (статусные проповеди), отвечающие социальному положению слушателей и комментирующие происходящие события. Поводом к таковым служили такие публичные выступления, как например торжественные похороны, в которых братья могли принимать участие, если могли прочитать там проповедь. В Провансе решили, что обучающихся братьев могли посылать для проповеди Слова в периодах Адвента и Великого Поста, после дискуссии de quolibet, которая знаменовала окончание лекций в конветской школе. В это самое время лекторы должны были оставаться в своих монастырях и радовать их своим проповедничеством и учением. Это означало настоящую мобилизацию проповеднических сил ордена в этих двух литургических периодах.
Многих братьев, конечно, привлекали и к другим проповедническим миссиям. Например, к провозглашению Креста, не в связи с каким-либо конкретным крестовым походом, а для того чтобы создать атмосферу для покаяния, получения отпущения, подаяния милостыни в пользу Святой Земли. Было также служение для монахинь, бегинок или благочестивых дам. Некоторые покаянные проповеди провозглашали с разрешения уделяемого папскими пенитенциариями. Орден не запрещал исполнять такие служения, но явно не поощрял таковые, по причины опасности для монашеских практик, каким они могли подвергнуться.
Общая атмосфера доминиканского проповедничества в Лангедоке, как она вырисовывается в свете актов провинциальных капитул, вовсе не была проникнута настроением борьбы с ересью, это слово даже не выступает в этом обширном собрании. Была это атмосфера довольно апокалипсической, столь характерной почти для всей Европы тех времен, что хорошо известно историкам XIII века. Эту эпоху переживали как полные ужасов последние времена, времена работников последнего часа, времена охладевшей любви, наново разжечь которую стало миссией Проповедников. Должны они были совершить это, раздавая люду на площадях живую воду спасения и питая верных Словом Божьим.
Отправить комментарий