Окончание книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Завершение, CLХVII.
Тогда душа та, узрев и познав оком разума, в свете святейшей веры, истину и величие послушания, услышав о них чувством, вкусив их любовью, в страстном желании всматриваясь в божественное величие, возблагодарила Его, сказав:
Благодарю Тебя, благодарю, Отче вековечный, что не презрел меня, творение твое, не отвратил от меня своего лика, но выслушал мои желания. Ты – свет, не смотрел на мою темноту. Ты – жизнь, не отверг меня, мертвую. Ты – лекарь, не отступил от меня, по причине тяжкой моей немощи. Ты – вечная чистота, не оттолкнул меня из-за моей грязи и низости. Ты – бесконечный, снизошел ко мне, ограниченной. Ты – премудрость, снизошел к моей глупости.
Твоя премудрость, твоя благость, твоя милость и твое бесконечное благо не осудили меня за множество и тяжесть моих грехов и заблуждений. В свете твоем Ты одарил меня светом (ср. Пс 36,10), в премудрости твоей я познала истину, в милости твоей я обрела твою любовь и любовь к ближнему. Кто склонил Тебя к этому? Наверняка не мои поступки, а только твоя любовь.
Та самая любовь делает так, что Ты просвещаешь око моего разума светом веры, чтобы я могла познать и постигнуть истину, которую Ты мне открыл. Соделай, чтобы память моя была способна сохранить твои благодеяния и чтобы моя воля возгорелась в огне твоей любви; пусть этот огонь доведет до кипения в моих жилах всю мою кровь, пусть прикажет мне пролить её, чтобы этой кровью, пролитой ради любви Крови, ключом послушания я могла открыть врата неба.
О том же самом я прошу Тебя от всего сердца для всех творений наделенных разумом, для всех вместе и для каждого в отдельности, и для мистического тела святой Церкви. Я признаю и не отрицаю, что Ты возлюбил меня, прежде чем я начала существовать и любишь меня невыразимо, как будто бы Ты обезумел ради своего творения.
О, Троица святая! О, Божество! О, божественная Природа, которая придала такую цену крови твоего Сына. Ты, Троица вековечная – глубокое море, в которое, чем глубже я погружаюсь, тем больше нахожу Тебя, и чем больше нахожу Тебя, тем сильнее Тебя ищу. О Тебе никогда нельзя сказать: довольно! Душа, которая насыщается в твоих глубинах, жаждет Тебя неустанно, ибо всегда жаждет Тебя, Троица вековечная; всегда жаждет видеть Тебя, просвещенная твоим светом. Как лань тоскует по источникам живой воды, так душа моя жаждет выйти из темного узилища тела и узреть Тебя воистину. Как долго еще будет закрыто твое обличье пред моими очами (ср. Пс 42,2-3).
О, Троица вековечная, огонь и бездна любви, рассей уже сегодня тучу моего тела. Познание, которое Ты мне дал касательно Тебя т твоей истины, принуждает меня горячо жаждать покинуть бремя моего тела и отдать жизнь ради хвалы и славы твоего имени. Ибо я познала и узрела, светом моего разума в свете твоем, бездну твою, Троица вековечная, и красоту твоего творения. Созерцая себя в Тебе, я узрела, что я – твой образ. Ты уделил мне от своей власти, Отче вековечный, моему разуму Ты дал мудрость, мудрость, которую приписывают твоему Единородному Сыну, и одновременно также Духу Святому, который исходит от Тебя и Сына твоего, дал моей воле способность любить Тебя.
Ты, Троица Святая – Творец, а я – твое творение. Я узрела в возрождении, которое Ты совершил во мне кровью Сына твоего, что Ты возлюбил красоту своего творения.
О, бездна, о, Божество вековечное, о, море глубочайшее! Что же Ты мог дать мне больше, чем самого себя?
Ты – огонь, который всегда пылает и никогда не гаснет. Ты – огонь, который сжигает в своем горниле всяческое себялюбие души (ср. Евр 12,29); Ты – огонь, который растапливает любой лёд и который освещает; в твоем свете Ты дл мне познать твою истину! Ты – свет светов и даешь свет сверхъестественный оку разума, столь щедро и совершенно, что просвещаешь свет веры, той веры, в которой я вижу, что душа моя имеет жизнь и в этой ясности получает Тебя, свет.
Благодаря свету веры я имею мудрость в премудрости Слова, Единородного Сына твоего; благодаря свету веры я сильна, постоянна и вынослива; благодаря свету веры я питаю надежду, он не позволяет мне упасть в пути. Этот свет указывает мне путь, без этого света я бы шла в потемках. Поэтому я просила Тебя, Отче вековечный, чтобы Ты осветил меня светом святейшей веры.
Воистину, свет этот – море, ибо погружает душу в тебе – море спокойствия, Троица вековечная. Вода этого моря не мутна; душа не боится её, ибо познает в ней истину; она прозрачна и являет то, что скрывает в своих глубинах. Поэтому там, куда нисходит блистающий свет веры, душа как бы утверждает то, во что верит. Оно – зерцало – Ты поучила меня об этом, Троица Святая – и, глядя в это зерцало, которое держит в руке любовь, я смотрю в Тебя, я – твое творение, а Ты в меня, благодаря соединению, которое твое Божество совершило в нашей человеческой природе.
В этом свете я познаю Тебя, и сейчас Ты пребываешь в духе моем, Благо всевышнее и бесконечное. Благо превыше всех благ! Благо блаженное! Благо непостижимое! Благо невыразимое! Красота превыше всех красот! Премудрость превыше всех премудростей, скорее сама премудрость! Ты, хлеб ангелов, с огнем любви отдал себя людям! Ты – риза, которая покрывает всякую наготу! Ты – пища, которая сладостью своею питает изголодавшихся. Ты – сладость без следа горечи.
О, Троица вековечная, в своем свете, которое дала мне и которое я получила со светом святейшей веры, я познала в несчетный и дивных объяснениях, путь огромного совершенства. Ты указала мне его, чтобы я служила Тебе в свете, не во мраке, чтобы я была зерцалом благой и святой жизни и чтобы отреклась от этой несчастной жизни, в которой до сих пор по своей вине, служила Тебе во тьме. Я не знала твоей истины и поэтому Тебя не любила. Почему же я не знала Тебя? Потому что не видела Тебя в славном свете святейшей веры, ибо туча себялюбия затмила око моего разума. И Ты, Троица вековечная, своим светом рассеяла эту тьму.
Кто же сможет вознестись к твоим высотам и возблагодарить Тебя за столь безмерные дары и щедрые благодеяния, которые ты уделил мне благодаря данному мне учению истины? Она – особенная милость, кроме общей милости, которую ты даешь другим творениям. Ты соблаговолил снизойти к нищете моей и других творений, которые будут всматриваться в эту истину.
Ответь сам, Господи, на столько благодеяний! Ты сам дал, сам же и возблагодари, изливая свет благодати на меня, чтобы я могла Тебе в этом свете выразить свою благодарность. Облеки, облеки меня собой, Истина вековечная, чтобы я прошла через эту смертную жизнь в истинном послушании и в свете святейшей веры, которым снова Ты упоил мою душу. Deo gratias. Amen.
КОНЕЦ КНИГИ СОСТАВЛЕННОЙ И ПРОДИКТОВАННОЙ В ВОСХИЩЕНИИ БЛАЖЕННОЙ ДЕВИЦЕЙ, ВЕРНОЙ НЕВЕСТОЙ И СЛУЖИТЕЛЬНИЦЕЙ ИИСУСА ХРИСТА, ЕКАТЕРИНОЙ СИЕНСКОЙ, НОСЯЩЕЙ ОБЛАЧЕНИЕ СВ. ДОМИНИКА. АМИНЬ. †
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий