Из статьи брата Томаша Мохоня ОР, «Братья-сотрудники в Ордене Доминиканцев», 3.
Генеральные капитулы ордена поднимали еще иные вопросы, касающиеся конверсов, не вошедшие в XV главу конституций 1256 г. Одним из таких вопросов была процедура принятия конверсов в орден. Согласно с уже упомянутой клаузулой из XV главы, орденских братьев обязывали те же самые принципы, что и других братьев. Тем самым в началах ордена Конституции постановляли, что приор конвента не мог принять кого-либо в качестве конверса, пока не получил согласие всего капитула конвента или значительной его части. Изменение этого правила наступило вследствие постановлений генеральных капитулов 1249, 1250 и 1251 гг., которые приняли решение, что ни провинциал, ни кто бы то ни было им назначенный не мог принять никого в качестве конверса без согласия конвента, к которому тот должен был принадлежать, ни, с другой стороны, конвент не мог принять кого-либо как конверса без согласия провинциала. Эта регуляция создала ситуацию, в которой вопрос принятия в орден конверсов осталась главным образом в компетенции капитул конвентов. Очередное изменение в процедуре имело место в 1262, 1263 и 1264 гг., когда генеральный капитул постановил, что для того чтобы принять в общину конверса, кроме согласия провинциала и приора необходимо квалифицированное большинство - 2/3 капитула конвента. Эти усугубляющиеся условия принятия орденских братьев были правдоподобнее всего попыткой сохранения соответствующей пропорции между конверсами и остальными монахами из-за постоянно ускоряющегося возрастания числа этих первых. Такую интерпретацию изменений подсказывают нам также другие постановления генеральных капитул XIII в.
Итак, уже в 1233 г. генеральный капитул обязал провинциалов сохранять умеренность в принятии конверсов, чтобы в конкретных монастырях их не было слишком много. Вскоре очередной генеральный капитул обязал провинциалов принимать конверсов только в те конвенты, в которых они могли получить облачение. В свою очередь, в беспокойстве о том, чтобы избежать бездеятельности в монастырях и их экономического отягощения, много других генеральных капитул возобновляло увещания к приорам, чтоб следили за тем, чтобы конверсы были должным образом заняты своими обязанностями. Перечисленные выше регуляции, по мнению П. Ф. Мюльхерна указывают на то, что в орден обращалось больше желающих быть конверсами, чем тот мог рассудительно принять, а более того – уже должно было существовать преизбыток орденских братьев в различных провинциях. Поэтому можно эти постановления генеральных капитулов интерпретировать, как выразительную попытку преследующую цель взять под контроль число принимаемых братьев.
С вопросом принятия конверсов в орден был тесно связан вопрос возможного перехода орденских братьев в чин клириков. Первоначально, согласно первым Конституциям, которые также и в этой материи адаптировали цистерцианские решения, принятие орденских братьев в чин клириков было недопустимо. Более того, в качестве братьев они не имели возможности обучаться. Такое положение не продолжалось слишком долго, поскольку регулирующие его постановления не появились в издании Конституций, подготовленных Раймундом Пеньяфортским – правдоподобнее всего, попросту были опущены. Определенно, такое решение должно было быть сильно мотивировано, поэтому можно предположить, что общий запрет изменения чина быстро оказался бесполезным в контексте миссии ордена. Так как он был причиной того, что братья из числа конверсов, которые открыли в себе желание стать проповедниками, а также имели для этого соответствующие квалификации, были исключены из реализации своего призвания. Такая ситуация не могла соответствовать интересам ордена, поскольку хорошие проповедники всегда были востребованы. Кроме того это изменение служило решению упомянутой выше проблемы, то есть растущему числу орденских братьев. Согласно с Конституциями после внесенных изменений, чтобы перейти в чин клирика, требовалось исполнить такие условия, как и требуемые от принимаемого в орден клирика. Такое положение было, однако, вскоре скорректировано генеральным капитулом в 1245 г., по причине слишком либерального характера первоначальной регуляции. С этих пор ни один конверс не мог войти в чин клирика без согласия генерального магистра ордена. Возможно, что реализация этого постановления встречала проблемы, поскольку постановление 1245 г. было повторено в 1282 г. в режиме включения его в Конституцию, однако без окончательного результата.
Из постановлений генеральных капитул, кроме вышеупомянутых вопросов касающихся принятия в орден конверсов и возможности их перехода в чин клирика, можно выделить еще несколько менее значительных информаций, касающихся орденских братьев. Одна из них – тема касательно милостыни. Уильям А. Хиннебуш считает, что желанием св. Доминика было, чтобы все братья выходили просить милостыню. Согласно генеральному капитулу 1245 г. собирание пожертвований должно быть мотивировано не только практическими причинами поиском пропитания, но также должно указывать на аскетические мотивации – как свидетельство бедности братьев. Из-за запрета собирать милостыню братьями во время их пастырского служения, её сбором занимались обычно конверсы. В связи с этой деятельностью, генеральный капитул 1243 г. принял особенное постановление, чтобы во время сбора подаяний конверсы ходили так, чтобы могли друг друга видеть.
Другой, достойный упоминания вопрос, который появляется в постановлениях генеральных капитул только как оговорка, а который играл существенную роль в повседневной жизни орденских братьев, это – институция магистра конверсов. Этот пост, хоть не был описан в первых Конституциях, наверняка присутствовал с самого начала существования ордена, поскольку упомянут в хронике конвента в Болонье еще при жизни св. Доминика. Магистр конверсов, в общих чертах, отвечал за формацию орденских братьев, но не только пребывающих в новициате, но также и тех, кто уже принес вечные обеты. Его обязанности подробно описал Гумберт Романский в своем трактате De vita regulari. Одной из обязанностей исполняющего эту функцию была регулярная забота о том, чтобы орденские братья знали касающиеся их законы. Эту компетенцию подчеркнул генеральный капитул в 1291 году, который обязал магистра конверсов, чтобы как минимум четыре раза в год объяснял им эти конституции и постановления, которые их касались.
Наконец, было бы хорошо указать еще один вид служения конверсов, который ранее не был упомянут. Так вот, служение это не ограничивалось только удовлетворение текущих потребностей собственного монастыря, но в началах ордена подобной поддержкой они служили также монастырям доминиканских монахинь. Прекратилось это, правдоподобно после 1267 г., когда папа Климент VII распорядился, чтобы настоятели ордена приняли под общий надзор общины сестер, причем освободил их от обязанности затруднять братьев для помощи сестрам. Возможно, что именно по этой причине сестры начали заводить собственных конверсов, которые, однако, формально не принадлежали к Ордену Проповедников. Косвенное свидетельство, подтверждающее такую ситуацию можно обнаружить среди постановлений генеральных капитул. Одна из них, в 1255 г. обращает внимание провинциалов на то, чтобы орденские братья, которых принимают сестры, не носили такие же самые облачения, как конверсы, принадлежащие ордену.
Отправить комментарий