Окончание статьи брата Томаша Мохоня ОР, «Братья-сотрудники в Ордене Доминиканцев», эпилог.
Представленная зарисовка позиции орденских братьев в Ордене Доминиканцев, хоть фрагментарная и далекая от того, чтобы в полноте представить описание их жизни в XIII в., является также попыткой указать своего рода особенность доминиканских конверсов на фоне орденских братьев из других общин. Особенности, которая органически была связана с предвещающим способом жизни, предложенным доминиканцами в контексте тогдашней Церкви. Образно подытожил это Гумберт Романский:
«Хотя Господь дарует огромную благодать каждому, кого призывает к орденской жизни, и даже большую благодать тем, кого призывает, а кто не становятся клириками, то кажется, что наибольшую из всех благодатей Он дает тем всем, кого призывает быть орденскими братьями в Ордене Братьев Проповедников. В других местах есть много братьев, которые совсем немного духовного учения и то очень редко, эти же орденские братья получают это, более или менее все время. Есть много в других местах таких, кто редко участвует в мессе, однако эти могут участвовать не только в мессе, но также в Литургии часов, каждый день. Также в других местах имеют они капитулы только время от времени и нечасто имеют доступ к исповедникам; однако здесь они имеют и то и другое, также часто, как клирики. Также в других местах существует значительное неравенство между конверсами и клириками в той сфере, в которой они обеспечены предметами первой необходимости; но здесь они точно также обеспечены, если речь идет о еде и одеянии, лекарствах, ложах, проживании и всех этого рода вещах. В других местах орденские братья не часто пользуются большим уважением, но тут их воспринимают с почтением и поэтому, например, они не выходить в одиночестве или не вкушают пищи отдельно от клириков и обслуживаются ими, точно так, как они обслуживают клириков. В других местах они должны выполнять всякого рода черную работу, как забота о животных, чистка конюшен и этого рода вещи; тут же они получают достойную работу для исполнения. Кроме того, в других местах они часто организованы немного как прислуга, а тут служат в свободе, как члены семьи»*.
Перечисленные Гумбертом Романским различия, как кажется, указывают, что уже на уровне способа функционирования в рамках общины доминиканские конверсы имели лучшую позицию, чем их коллеги в других орденах. Их место в структуре подтверждают законы ордена, представленные выше, которые кроме немногочисленных исключений обеспечивают конверсам полное участие в повседневной жизни, от трапезной начиная, в орденском хоре заканчивая, что не являлось всеобщей обязывающей нормой монашеской жизни в те времена.
Однако кажется, что вне этого социального измерения – лучшими бытовыми условиями в рамках общины – можно подчеркнуть еще один, важный аспект, свидетельствующий об их явной особенности. Речь идет о психологическом мотиве, каковым была ясная направленность их жизни. Прежде всего, равно своей работой, как и молитвой конверсы косвенным образом реализовали миссию ордена – спасение душ. Своей работой они предоставляли возможность остальным братьям еще глубже посвятить себя обучению, проповедованию и преподаванию. Своей же молитвой они испрашивали для них Божье благословение, чтобы Дух Святой вел их в проповеднической миссии. Это ощущение участия в миссии ордена не только придавало еще больший смысл их служению, но еще более позволяло пользоваться духовными плодами, которые оно несло.
Подытоживая, именно эту апостольскую черту в призвании конверсов, их косвенное участие в миссии ордена, а также позиция, которую они занимали в рамках общины, позволяет говорить об особенности этой институции в контексте монашеской жизни XIII века.
* Фрагмент проповеди, касающийся конверсов в Ордене Доминиканцев.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий