Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 12.b.
Чему учил Савонарола?
Как это некогда метко сформулировала профессор Галина Маниковска из Института Истории PAN: «в его проповедовании была самая истина». Он не привлекал прекрасными риторическими формами, хотя мог, не цитировал всех известных ему творений, хотя сумел бы, не привлекал жестами. Проповедовал истину, на сторону которой сам становился всем собой.
Учил о простоте, о суровости жизни, а прежде всего – о грехе. Подчеркивал, что грехи человечества несметны, но милосердие Божье – еще больше. Особенно внимание уделял парузии, второму пришествию Христа, когда должен наступить конец времен и Суд.
Более всего Савонарола скорбел из-за того, что люди забывают, что они в этом мире – только странники, и теряются в том, что мирское, в удобствах и наслаждениях (carpe diem), не думая о небе и аде. Они решили прикрыть одно око, видеть только половину действительности: жизнь тут, на земле. Доминиканец почувствовал себя пророком, обязанностью которого является провозглашать людям, что если они не обратятся, то погибнут страшным образом, ибо меч Божий уже занесен над ними.
А не предпринимал ли Савонарола попыток построить царство Божие уже здесь, на земле? Вот фрагмент его проповеди: «Будь уверена, Флоренция, что если твои граждане имеют те добродетели, которые я описал, будешь блаженной, ибо скоро станешь небесным Иерусалимом. Несу эту благую весть городу Флоренции: будет оно более славным, более богатым, более мощным чем когда бы то ни было прежде, (…) твои богатства будут неисчислимы и Бог умножит все в твою пользу».
Что ж, Савонарола не утверждал, что земная жизнь не имеет ценности. Ведь он наблюдал за земной жизнью в своем реформированном монастыре! И желал, что бы из него она распространилась, охватила сначала Флоренцию, а потом остальную Италию и весь мир… Он не предлагал людям чего-либо, что бы сперва не испытал на себе и своей общине.
Он знал, что пророчество Христа о преображенной земле исполнятся только после парузии – что, однако не исключала того, что зачаток небесного Иерусалима может начать реализовываться уже сейчас.
Говорите, что идеал всеобщего счастья Савонарола видел в своем монастыре. Но людям, живущим вне монастырских стен необязательно должен соответствовать подобный стиль жизни. Не хотел ли Савонарола осчастливить людей силой, вынудить их подражать нежелательным примерам?
Таково наиболее часто встречающееся обвинение, предъявляемое к Савонароле: что он уверовал в то, что можно при помощи педагогики требований, а даже насилия, реализовать свои планы. Савонарола в своем пророческом жаре, дал унести себя видениям всеобщего обращения.
Сначала однако он реформировал орден: в 1493 году с разрешения папы (того самого славного Александра VI) Савонарола исключил монастырь Сан-Марко и несколько других из тогдашней ломбардской провинции и создал отдельную административную единицу: тосканскую конгрегацию. И сам стал во главе её, в качестве генерального викария. К конгрегации присоединились очередные монастыри, что вскоре вызвало конфликт с властями ордена. Генеральный магистр, резиденция которого находилась в Риме, в монастыре далеком от идеалов реформы, по меньшей мере, скептически относился к автономии флорентийского монаха.
Савонарола убеждал, что речь идет о распространении реформы, о приведении к спасению как можно большего числа людей. Тем не менее, со стороны это выглядело фатально: при соответствующей дозе злой воли можно было увидеть в нем монаха, стремящегося к власти, жаждущего стать вторым генеральным магистром. (В то время как Савонарола не был податлив на искушение властью: Лоренцо Великолепный, фактический правитель Флоренции, неоднократно и безрезультатно пытался купить его расположение). В ордене начали шептаться, плести интриги, а печальным эпилогом этого будет – несколькими годами позднее – присутствие во время процесса Савонаролы генерального магистра ордена Иоахима Торриани.
Пока еще до трагедии далеко, а Савонарола находится на вершине популярности…
В 1494 году она была столь огромной, что желающие слушать его проповеди не вмещались уже в монастыре Сан-Марко: с тех пор он проповедовал в знаменитом флорентийском соборе с куполом проекта Филиппа Брунеллески.
Многие приходили к нему за советом: обращались к нему с нравственными вопросами, просили оценить кандидата в супруги, и даже трактовали его как эксперта в… банковских делах (Савонарола был среди прочих также инициатором создания банка для бедных, который давал в долг без процентов). Властям Флоренции он объяснял, что если они не хотят вызвать революцию, они должны аннулировать людям долги по отношению к городу. Одновременно заповедал: прощайте друг другу.
Вы упомянули о пророческом поведении Савонаролы. Чувствовал ли он себя пророком?
Некоторые утверждали, что ему явился ангел, который сказал: Станешь пророком, а в конце погибнешь. Трудно это подтвердить, большинство исследователей утверждают, что источником внутреннего голоса Савонаролы, который призывал его к пророческой миссии, были его размышления над Святым Писанием. Его называли «библистом» - не в значении исследователя, а кого-то, кто дышит Библией, живет нею. Он любил пророческие книги и часто перечитывал их. А потом гремел с амвона подобно Аггею или Амосу. Его проповеди были сплетены из цитат Святого Писания. Это определяло их стиль: так как пророк не гладит по голове, а говорит: вы – грешники, заслуживаете смерть, вы – никто, а ваши грехи – как пурпур, каждому из вас должны повесить жерновой камень на шею. Но есть надежда, свет в конце тоннеля – Бог милосердный может вас спасти.
Чем тогда была проповедь? Так как сейчас, элементом мессы?
Нет, проповедь читалась вне литургии, всех оповещали, где и кто будет её провозглашать. Она не продолжалась семь минут; Савонарола иногда проповедовал несколько часов. Подобно, однако, он говорил с такой силой, что все, начиная от элит со двора Медичи, купцов и банкиров, а заканчивая простыми людьми, слушали его шокированными, с открытыми ртами. А выходя из церкви, прощали друг другу, прощали долги…
Спрашивали Савонаролу, как жить, а он отвечал: живите проще, не собирайте вещи, ибо они только заглушают ваши мысли. Это пророческое увещевание укрепила смерть Лоренцо Великолепного, которого Савонарола предупреждал с амвона, что если не обратится, умрет… Казалось, Бог был на его стороне.
Вы говорите, что Савонарола не был податлив на искушение властью, тем не менее, в конце концов, политика захватила его…
В 1494 году в Неаполитанском Королевстве умер король Ферранте, а претензии на его престол предъявил французский король Карл VIII. Он решил захватить Неаполь и подтвердить свои права силой. Достаточно взглянуть на карту, чтобы заметить, что он должен был для этой цели пересечь всю Италию, с севера на юг. На разрозненные итальянские княжества – и на папский Рим – пал бледный страх. Французская армия была известна как самая мощная в Европе.
Виденье этого воинства, сравнивающее с землей очередные итальянские города, была такой шокирующей и ужасной, что поход Карла VIII был признан Божьей карой. Савонарола провозгласил, что вот идет новый царь Кир (властитель Персии, который завершил вавилонское пленение евреев), чтобы очистить поклонение Богу. В своих проповедях доминиканец начал подчеркивать разложение Церкви, выходящее из Рима, со двора папы Александра VI. Савонарола хотел видеть во французском короле избавителя, который сместит с престола недостойного папу, созовет вселенский собор и очистит Церковь. Таким образом, он стал практически союзником французских захватчиков.
То есть он пробовал силой внедрять политическую действительность в библейские категории…
Савонарола настолько был увлечен собственными тезисами, что не хватило ему трезвого понимания. Он не желал видеть того, что Карл VIII был человеком развратным, которого обвиняли во множественных мерзостях и убийствах.
Тем временем Медичи были изгнаны из Флоренции, а Савонарола, который имел много союзников в Сеньории (городском совете) взял на себя инициативу в переговорах с Карлом VIII. В результате его армия Бога спокойно проследовала через Флоренцию. Если не считать несколько инцидентов, обошлось без грабежей.
Карл VIII не исполнил ожиданий доминиканца: не сместил Александра VI и спустя какое-то время вернулся на родину. Тем временем итальянские государства под предводительством Рима объединились против Франции – все, за исключением Флоренции. С этого времени все начали смотреть на Савонаролу как на политика, а не проповедника и пророка. Папа видел в нем попросту своего политического противника.
Савонарола занялся реформированием Флоренции в духе нравственности по образцу ордена. В доминиканском ордене существовала тогда группа братьев называемых zelatores. Их заданием было следить за тем, чтобы братья не окружали себя излишествами, имели право отнимать у них вещи, которые считали не нужными. По примеру zelatores Савонарола сформировал группы ревностных молодых людей, которые ходили из дома в дом и смотрели, хорошо ли ведут себя их жильцы, не бьют ли мужья жен, не доходит ли до содомии и т.п. Забирали они также избыточные предметы, из которых громоздили и поджигали славные костры тщеславия. Горели картины, книги, платья…
Трудно не назвать это фанатизмом.
Для нас это может выглядеть шокирующим, но в XV веке во время народных миссий это часто практиковалось: люди добровольно приносили лишние вещи и их сжигали. Нельзя конечно скрыть, что во Флоренции горели произведения искусства высшего класса. Например, Сандро Боттичелли посчитал некоторые свои картины ничего не стоящими, не служащими благу, и решил их уничтожить…
Отправить комментарий