Из статьи брата Мартина Рутецкого ОР, «Был ли св. Доминик инквизитором?», 4.
Отождествление Доминика с инквизитором было следствием желания Ги защищать и оправдывать то, что он считал своей обязанностью, и делал это подчеркивая связь обязанностей инквизитора с особой канонизированного Доминика. Здесь следует привести важный фрагмент Scripta de Sancto Dominico, обозначенный номером 67, в котором св. Доминик способствует обращению еретика Раймунда Гроса.
О том, как ярко муж Божий Доминик воссиял пророческим духом, свидетельствует следующее событие [из его жизни]. Однажды, когда муж Божий Доминик проповедовал и исполнял обязанности инквизитора против греха ереси властью легата Апостольского Престола, в окрестностях Тулузы, случилось, что некоторые арестованные и приговоренные им еретики должны были быть переданы светскому трибуналу, поскольку не хотели возвращаться к католической вере. И хотя они были обречены, чтобы их поглотил огонь, [Доминик] заметил среди них одного, в котором был некий лучик Божьего предназначения, и приказал судебным исполнителям, чтобы отвели его в сторону, чтобы ни в коем случае он не был сожжен с другими. Он сказал: «Знаю, сын мой, что хотя до сих пор ты удерживал себя от того, чтобы быть добрым человеком, будешь и святым». Это было восхитительно и достопамятно. Отпущенный на протяжении почти двадцати лет оставался в еретической слепоте. Но все же, просвещенный Божьей благодатью, после пребывания во тьме, пришел к свету. Даже стал братом проповедником и в том же самом ордене, в конвенте Тулузы, славно проводил свою жизнь и счастливо окончил. Был это брат Раймунд Грос, который позднее привел назад на путь истины многих из тех, кого ранее сбил с пути. Его прекрасное и верное признание в ереси сохранилось по сегодняшний день, записанное в протоколах инквизиторов Тулузы.
Как указывает Саймон Тагуэлл в комментарии к процитированному выше фрагменту, Ги привел историю Раймунда Гроса, который избежал казни благодаря вмешательству св. Доминика, в результате чего вернулся в Церковь и умер доминиканцем. В конце Ги ссылается на письменное признание в ереси Гроса, которое он якобы сам прочитал. Современный читатель не в состоянии с ним ознакомиться, так как правдоподобно оно не сохранилось до наших дней. Связь Гроса с Тулузой подтверждена упомянутым выше историком Гийомом Пелисоном, который пишет, что Раймунд родился в этом городе и вступил к доминиканцам, отрекшись от ереси. Как утверждает Тагуэлл, показания Гроса являются хорошим стимулом для инквизиторов, так как благодаря ним много еретиков может вернуться в Церковь, даже если делают это со страха.
Следует знать, что Грос вступил в орден в апреле 1236 г., когда приором монастыря в Тулузе был Петр Сейла – друг св. Доминика. Хотя Петра не было в то время в монастыре, он должен был слышать об этом сенсационном переломе в действиях инквизиции. Сейла же мог пересказать эту историю Стефану де Саланьяку*, а тот – Бернарду Ги. Возможно, что Ги услышал историю обращения Гроса в устной форме, как местную легенду. Если не принимать во внимание эти довольно подробные предположения касательно происхождения процитированного выше рассказа, следует подчеркнуть, что Ги добавил конструктивное пояснение, будто бы Доминик исполнял обязанности инквизитора, вверенные ему для региона Тулузы властью легата Апостольского Престола. Это утверждение, однако, не подтверждено никакими документами, каковыми могли бы быть хотя бы письма св. Доминика.
По мнению Тагуэлла, Бернард Ги познакомился в Тулузе с одним из писем Доминика и поместил его в работе касающейся доминиканцев, помещенной после актов капитула провинции Тулузы. В этом письме Доминик объясняет, что принял в лоно Церкви еретика auctoritate domini abbatis Cisterciensis apostolice sedi legati qui hoc nobis iniunxit officium (властью аббата из Сито, легата Апостольского Престола, который вверил нам это служение) и правдоподобно, что это утверждение вдохновило Бернарда Ги к такой характеристике Доминика, содержащейся в вышеприведенном номере 67 Scripta de Sancto Dominico. Однако следует подчеркнуть, что нет никаких доказательств, что Ги действительно руководствовался таким письмом.
История, на основании которой св. Доминик был представлен в ряду инквизиторов, могла быть обращением бывшего еретика Понсо Рожера из Тревилле, о которой повествовало упомянутое письмо св. Доминика.
В 1208 г., властью полномочий, полученных от папского легата Арнольда из Сито, св. Доминик примирил с Церковью Понсо Рожера и наложил на него ряд покаянных наказаний. Между иными, поручил, чтобы три воскресные или праздничные дни его публично бичевали. Должен был он также принять на себя обязанность подробно определенных постов. Как обращенный еретик он должен был также носить монашеское облачение, к которому был пришит небольшой знак креста на груди. На него наложили также обязанность ежедневно участвовать в Мессе и Вечерней, а также обязательно читать Отче наш пять раз в день и двадцать раз ночью. В течение периода покаяния он должен был сохранять полное сексуальное воздержание и оставаться в Тревилле, показывая покаянный документ местному духовенству, которому Доминик дал задание внимательно следить за соблюдением этого пожизненного покаяния. Отступление от наложенных наказаний означало бы удаление Понсо из общины Церкви как клятвопреступника, еретика и отлученного. Этого мнения придерживается также Мари-Умбер Викер, который считает, что цитированный выше рассказ в Scripta de Sancto Dominico основывается на приведенном покаянном письме 1208 г. авторства св. Доминика. Это письмо было найдено именно Бернардом Ги в 1305 г. в Тулузе, где как реликвию хранил его ризничий. Подобное предположение выдвигает также Кристин Колдвелл Эймс, указывая, что Бернард Ги в своей работе историка использовал материалы архивов инквизиции в Тулузе. Более того, найдя вышеупомянутое письмо, Бернард переписал его слово в слово, без поправок и какого бы то ни было вида пропусков. Приблизительно в 1322 году коллега Бернарда Ги, Жан из Бона, поместил оговоренное выше письмо в архивах инквизиции в Каркассоне, описывая его именно как инквизиционный документ.
Как подчеркивает Саймон Тагуэлл, Доминик не был инквизитором. Так как инквизиция, как и другие современные ей официальные следствия, руководствовались специфической процедурой, которая обязывала подозреваемых давать показания, даже против самих себя. Папская миссия, в которой Доминик принимал участие, не была Инквизицией в этом техническом смысле, хотя следует признать, что полномочия данные легатам в 1204 г. иногда напоминали те, которые имела Инквизиция. Миссия обязывала противодействовать ереси возвращая израненных овец ко Христу и убеждать, что те, кто не послушает голос Пастыря, окажутся в руках Сатаны, будут отправлены в изгнание и переданы светским органам правосудия, а их имущество будет конфисковано. Такого типа авторитет имели легаты, к которым принадлежал Доминик. Тем не менее, с перспективы времени невозможно установить, в какой плоскости действия легатов могли стать основой работы позднейшей Инквизиции. Также невозможно определить, какой была функция, которую исполнял Доминик, которая была ошибочно интерпретирована Ги.
* Стефан де Саланьяк принял вечные обеты Бернарда Ги 16 сентября 1280 г. о чем говорилось ранее.
Отправить комментарий