Историческое виденье Бернарда Ги

8/08/2019, No Comment

Окончание статьи брата Мартина Рутецкого ОР, «Был ли св. Доминик инквизитором?», 5.

Сегодня невозможно правильно интерпретировать все обстоятельства, на основании которых Ги посчитал св. Доминика из Калеруэги представителем инквизиции. Нельзя с полной уверенностью сказать, какие документы использовал он во время работы в тулузских архивах. Можно лишь выдвигать гипотезы. Однако, принимая во внимание хотя бы знание исторических фактов, в том числе установление Инквизиции уже после смерти Доминика, можно засомневаться в достоверности историка, каковым считался Бернард Ги.

По мнению Кристин Колдвелл Эймс на его отношение следует взглянуть с очень широкой перспективы. Историческая методология Бернарда Ги тесно сотрудничала с его верностью большей истине, стоящей превыше подчиненных ей земных подробностей. Представляя в Speculum sanctorale Доминика, в качестве инквизитора, этот историк выделял определенные обстоятельства за счет других. Для него Доминик был, прежде всего, святым и защитником римской Церкви, и тем самым – актуальным противником ересей, даже тех, которые не существовали при его жизни. По мнению Бернарда, Доминик был инквизитором, хотя такое его представление было несогласно с хронологией событий. Согласно его концепции, события, произошедшие в прошлом, не являются неизменными, но скорее погруженными в вечность.

Этому тезису невозможно не признать правоты. Как видно, изучая личность и историческое творчество Бернарда Ги, необходимо принять во внимание не только задания, которые предстали перед молодым Орденом Проповедников, но также и весь контекст времен, в которых он жил, и даже менталитет современных ему людей. Поэтому для меня существенным было представить роль, которую сыграл орден в деятельности инквизиции. Кроме того, не без значения остается факт, представленный в этой работе, что Ги не был единственным историком, который скорректировал деяния Доминика под собственные цели. Следует помнить, что нам нельзя прилагать современные стандарты научной работы к историческому труду, который по самому своему определению должен был нести в себе идеологический заряд. Поэтому ошибочный тезис, будто бы св. Доминик был инквизитором, на фоне представленных обстоятельств приобретает совершенно иное звучание.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий