Окончание статьи брата Мартина Рутецкого ОР, «Был ли св. Доминик инквизитором?», 5.
Сегодня невозможно правильно интерпретировать все обстоятельства, на основании которых Ги посчитал св. Доминика из Калеруэги представителем инквизиции. Нельзя с полной уверенностью сказать, какие документы использовал он во время работы в тулузских архивах. Можно лишь выдвигать гипотезы. Однако, принимая во внимание хотя бы знание исторических фактов, в том числе установление Инквизиции уже после смерти Доминика, можно засомневаться в достоверности историка, каковым считался Бернард Ги.
По мнению Кристин Колдвелл Эймс на его отношение следует взглянуть с очень широкой перспективы. Историческая методология Бернарда Ги тесно сотрудничала с его верностью большей истине, стоящей превыше подчиненных ей земных подробностей. Представляя в Speculum sanctorale Доминика, в качестве инквизитора, этот историк выделял определенные обстоятельства за счет других. Для него Доминик был, прежде всего, святым и защитником римской Церкви, и тем самым – актуальным противником ересей, даже тех, которые не существовали при его жизни. По мнению Бернарда, Доминик был инквизитором, хотя такое его представление было несогласно с хронологией событий. Согласно его концепции, события, произошедшие в прошлом, не являются неизменными, но скорее погруженными в вечность.
Этому тезису невозможно не признать правоты. Как видно, изучая личность и историческое творчество Бернарда Ги, необходимо принять во внимание не только задания, которые предстали перед молодым Орденом Проповедников, но также и весь контекст времен, в которых он жил, и даже менталитет современных ему людей. Поэтому для меня существенным было представить роль, которую сыграл орден в деятельности инквизиции. Кроме того, не без значения остается факт, представленный в этой работе, что Ги не был единственным историком, который скорректировал деяния Доминика под собственные цели. Следует помнить, что нам нельзя прилагать современные стандарты научной работы к историческому труду, который по самому своему определению должен был нести в себе идеологический заряд. Поэтому ошибочный тезис, будто бы св. Доминик был инквизитором, на фоне представленных обстоятельств приобретает совершенно иное звучание.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий