Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 6.с.
Когда начались проблемы Экхарта?
Ходили слухи, что есть такой доминиканец, магистр теологии из Парижа, который говорит людям, что они являются Христами, что Бог – это ничто, что не нужно ходить в церковь… Экхарта открыто критиковали францисканцы, которые считали безрассудным проповедовать такие вещи людям теологически неподготовленным. Увы – беда Экхарта заключалась в том, что он окружал себя людьми, которые так сильно его подводили, что никогда не спрашивали его, что он имеет в виду (как это определил прекрасный историк Саймон Тагуэлл). Экхарт был убежден, что каждый хорошо знает доктрину Церкви, и позволял себе на все более смелые риторические концепции, гиперболы или эмфазы. Говорил, что во Христе мы все братья и сестры в человеческой природе, а значит можно сказать, что мы – Второе Лицо Троицы. И, к сожалению, некоторые помнили только последнюю часть этого рассуждения. А вокруг Экхарта начали сгущаться темные тучи.
Им заинтересовалась инквизиция?
Сначала орден. К властям ордена все чаще попадали донесения, что «некоторые братья» говорят на проповедях «безответственное». В результате генеральный магистр в 1325 году во все провинции высылает послание, наказывающее, чтобы братья следили за тем, что говорят. Доминиканцы, желая избежать судьбы францисканцев, которых опустошили внутренние споры, были с начала XIV века весьма осторожны в том, чтобы выходить за рамки.
Защитным зонтом для Экхарта был титул магистра и заслуги перед орденом. Но в 1325 году генеральный магистр выслал в Тевтонскую провинцию визитаторов, которые должны были «решить кое-какие дела» связанные с монастырем в Кёльне, в котором в то время жил Экхарт. Визитатор Николай из Страсбурга, подчиненный Экхарта, присмотрелся к обвинениям, выдвинутым против проповедника и… очистил его от всех их.
Однако деятельность визитаторов не скрылась от внимания архиепископа Кёльна Генриха II, с которым доминиканцы и сам Экхарт уже давно находились не в очень теплых отношениях. Архиепископ был известен тем, что вел процесс за процессом против бегинок и бегардов.
Архиепископ назначил двух инквизиторов, которые проанализировали работы Экхарта. Они извлекли из них 108 обвинений. Процесс начался в 1326 году и когда вначале 1327 года должен был быть вынесен приговор, Экхарт сделал нечто неожиданное: 13 февраля взошел на амвон и отрекся от всего, что в его учении могло быть несогласным с доктриной, и попросил прощение за неточные формулировки. Епископ не принял этого объяснения и вынес приговор, утверждающий, что все исследованные тезисы Экхарта являются еретическими.
Но ведь доминиканцы не подчинены епископам!
Экхарт использовал эту так называемую привилегию эгземпции только после оглашения приговора и обратился к папе. Он отправился – вместе с провинциалом в сопровождении братьев – в Авиньон (там в то время находился папский двор), не ожидая никаких проблем. Папа Иоанн XXII был тесно связан с доминиканцами, которые поддерживали его в борьбе с императором Людовиком IV Баварским и против францисканцев.
Но папа неохотно смотрел на дело Экхарта, сначала вообще не хотел даже просмотреть акты. Он не собирался ставить под сомнение приговор суда архиепископа. Это конечно имело политический фон, поскольку потенциальный конфликт с архиепископом Кёльна был бы связан с потерей важного союзника. В конце концов, папа решил присмотреться к обвинениям против Экхарта, не исследуя, однако всего дела с самого начала, а базируясь на представленных ему тезисах (из более чем 100, члены папской комиссии выбрали 28).
И что постановил папа?
Читая их, он столкнулся с совершенно иным теологическим миром, чем его собственный. Иоанн XXII склонялся к довольно спорному теологическому мнению (что выразил в своих проповедях, произнесенных несколькими годами позднее), что души спасенных не созерцают Бога лицом к лицу, а ожидают перед алтарем на Страшный Суд. В то время как Экхарт провозглашал соединение человека с Богом…
Экхарт представил папской комиссии свои объяснения и – будучи уверенным, что этого достаточно – покинул Авиньон. По пути умер. Неизвестно как, не знаем, где его похоронили. Исчез. Тот, кто проповедовал полную непривязанность к чему бы то ни было, попросту растворился в воздухе.
Не смотря на смерть Экхарта процесс был окончен и в марте 1329 года Иоанн XXII издал документ In agro dominico, в котором 17 тезисов признал еретическими, а 11 – неблагозвучными и требующими объяснения. Подчеркнул при этом, что Экхарт исповедал веру, отрекся от всех ошибочных убеждений и умер как верный сын Церкви.
Поэтому Экхарт не был отлучен, но осуждение его тезисов имело значительные последствия: ему приклеили ярлык еретика и в доминиканском ордене его учение довольно серьезно преследовалось. В католическом обществе на протяжении сотен лет к нему не обращались. Но, разумеется, что клеймо еретика было пропуском в протестантский мир – поэтому Экхартом восхищался Лютер, после него немецкие романтики девятнадцатого века, а в XX веке даже… Гитлер, который признал Экхарта одним из выдающихся писателей германского народа. Только во второй половине XX века Церковь вернулась к Экхарту, начала читать его в контексте всего его учения.
Разве Мастер Экхарт не должен дождаться хоть какой-нибудь символической реабилитации со стороны Церкви?
Нечто такое предпринималось со стороны ордена. В 1992 году генеральный магистр доминиканцев Тимоти Радклиф подал прошение с экспертизой в Конгрегацию Вероучения. Конгрегация ответила в 2010 году, утверждая, что реабилитация Экхарта не нужна, поскольку он никогда не был признан еретиком. Следует напомнить, что Иоанн Павел II неоднократно цитировал Экхарта. Его теология очень ценна в диалоге с другими религиями, создает пространство взаимопонимания.
Был ли Экхарт мистиком?
Наверняка не испытывал никаких экстаз, левитаций, в любом случае не писал о чем-то таком напрямую. Однако не подлежит сомнению, что он имел опыт соединения с Богом. Его работы не теоретические. То, что он писал, было плодом созерцания – понимаемого как проникновение в саму суть вещей. Экхарт очень уважал св. Фому Аквинского. Но есть нечто, что их значительно отличает. 6 декабря 1273 года св. Фома имел мистическое видение, после которого сказал: все, что я написал – солома. И перестал писать. Экхарт же, когда пережил свой опыт соединения с Богом, писать начал.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий