Первое свидетельство

2/25/2019, No Comment

Из статьи брата Петра Янаса ОР, «Медитировал ли св. Доминик?», 1.

Еще в молодости Доминик получил религиозное воспитание и теологическое образование. Правдоподобно, столкнулся также с монастической культурой, поскольку в регионе, где он родился, находилось бенедиктинское аббатство в Силос. С того момента, когда Доминик стал каноником в Осме, для него начинается время созерцательной жизни и сознательного духовного роста. Проводником на этом пути для него становятся Собеседования, которые открывают ему раннюю монастическую традицию*.

Иордан Саксонский в 13 главе Libellus, содержащей первую биографию св. Доминика, пишет, что его излюбленной книгой были именно Собеседования: «он читал и полюбил книгу под названием Беседы с Отцами, которая рассказывает о пороках и обо всем, что касается духовного совершенства, и со всею силою духа старался искать в ней пути спасения и следовать ними. Книга эта, при помощи благодати Божией, помогла ему достичь возвышенной чистоты совести, ясного света созерцания и прекрасной вершины совершенства».

В оригинале это предложение звучит так: «Hic liber ad arduam conscientie puritatem, ad multam contemplationis lucem, ad magnum eum perfectionis apicem gratia suffragante provexit». В этом месте следует обратить внимание на терминологическое различие между определениями, касающимися чистоты. Иордан, определяя чистоту (puritatem), использует слово conscientie (совести)**, Кассиан же использует термин cordis (сердца). Однако принимая во внимание контекст этого предложения и значение остальных понятий с терминологией использованной Кассианом, «чистоту совести» следует считать синонимом «чистоты сердца».

Заметим также, что Иордан упоминает творение Кассиана во фрагменте, который описывает молитву Доминика и одновременно его заботу о спасении людей. Поэтому уже сам контекст наводит нас на характер духовности связывающей в себе созерцание и проповедничество.

В процитированном предложении заключается своеобразная суть учения Кассиана. По его словам, целью жизни монаха является достижение совершенства. Благодаря любви Бога и чистоты сердца, которая является наивысшей ступенью совершенства, душа приходит к созерцанию, благодаря которому человек обретает предвкушение вечного блаженства, а в его сердце раскрывается царство Божие.

Черпая из премудрости пустыни, которая характеризуется знанием духовных вопросов и любовью к конкретным решениям, Кассиан как хороший психолог*** вводит разделение на задание и цель действий монаха. Целью есть то, чего окончательно мы хотим достичь, что будет конечным увенчанием наших стараний. Задание же определяет ближайшую цель, непосредственную, на которой должны быть сконцентрированы наши действия и усилия. Благодаря сосредоточению внимания на реализации задания монах легче приближается к достижению цели. Итак, целью монашеского призвания является царство небесное, заданием же – чистота сердца.

* W. Hinnebusch, The History of the Dominican Order, Origins and Growth to 1500, New York 1966.

** Это слово имеет также значения: знание, осознание (прим. переводчика).

*** L. Wrzol, Die Psychologie des Johannes Cassianus, “Divis Thomas” (1918).

продолжение

No Comment

Отправить комментарий