Из статьи брата Петра Янаса ОР, «Медитировал ли св. Доминик?», 2.
Поэтому монах постоянно должен иметь пред очами заданье достичь чистоты сердца и согласно такому критерию оценивать свои действия. То, насколько важно неустанно помнить об этом, хорошо иллюстрирует пример повествующий о привязанности к вещам. Кассиан пишет, что «некоторые, например, иногда столь завистливо хранят книги, что не только не позволяют никому в них заглянуть, но даже дотронуться. […] Они раздали всё своё имущество ради любви Христовой, но поскольку в небольших делах все еще прячут в сердце первобытные склонности и из-за этого часто вскипают гневом, они – безрезультатны и лишены всяческих плодов, как и те, кто не достиг апостольской любви»*. Практически непосредственно связано это с известным поступком Доминика, который будучи еще студентом в Паленсии, во время свирепствующего голода, не колеблясь, продал необходимые ему книги, чтобы вырученные деньги передать в помощь голодающим**.
Далее, Кассиан дает следующую подсказку, что чистота сердца должна заключаться в любви. Кажется, что таким способом он хочет предотвратить сомнения касающиеся аскетизма и служебных работ в жизни монаха. Аскетизм должен быть средством к очищению сердца, а не целью самой в себе***. Он пишет: «Будем же делать все ради чистоты сердца, ради неё будем жаждать всего, ради неё будем искать уединения, ради неё принимать посты, бдения, труды, телесную наготу, чтение и все другие добродетельные поступки. Совершенством называет он хранение сердца свободным от страстей и привязанностей, но все это возможно тогда, когда мы руководствуемся любовью, «ибо появляется иногда необходимость в какой-то важной работе, так что мы не можем сохранить строгость нашей жизни». Следуя далее, он напрямую называет перечисленные действия второстепенными и считает их только инструментами для достижения совершенства.
Такой способ мышления особенно легко заметить у Доминика, если мы проанализируем новаторские решения, которые он вписал в конституции основанного им ордена. Не смотря на принятие достаточно суровых правил жизни****, Доминик желал, однако, чтобы братья принимали их добровольно и имели возможность интерпретации обязывающих норм. Поэтому с целью уравновешивания требуемых монастырских уставов, был принят принцип, согласно которому монашеские правила обязывают, но не под санкцией греха. Кроме того, Доминик ввел в широкое использование диспенсации (освобождения), благодаря которым братья могли эффективно посвящать себя обучению и проповедничеству. Эта гибкость решения, которую дает институция диспенсаций, обоснована пользой для душ ближних, ради спасения которых орден был создан. И снова суровая жизнь и требовательное обучение становятся в подчинение любви, которая на этот раз проявляется в заботе о спасении душ ближних.
Инновацией, которой являлось введение диспенсаций от определенных практик монашеской жизни, образовывает также более широкую проблему, с которой столкнулся Доминик, а именно – трудность согласовать требования молитвенной жизни с проповедничеством, и одновременно с обучением. Это является выражением определенной натянутости между созерцанием и действием*****. Можно допустить, что творения Кассиана также определенным образом вдохновляли Доминика во время организации Ордена Проповедников. С закрытыми монашескими орденами он разделял осознание важности созерцания и использования традиционных средств для его достижения. Как отцы монастицизма он хотел создать школу созерцания, место, где его ученики смогут упражняться в добродетелях и евангельских советах. Свидетельствует об этом также факт, что первая институция, которую он основал, был созерцательный монастырь для монахинь. Сам Доминик, воздействуя на своих братьев примером, показывал, насколько важным является созерцание******. Только на его фундаменте должно созидаться проповедничество. Когда этого требует добро душ, проповедник должен помогать ближним не только молитвой, покаянием и примером, но должен пойти дальше и передавать ближним плоды созерцания.
* тут и далее: Кассиан, Collationes Patrum.
** Иордан Саксонский, Libellus.
*** См. C. Stewart, Cassian the Monk.
**** См. G. Bedouelle, Saint Dominic: The Grace of the Word.
***** тут и далее: W. Hinnebusch, The Dominicans ~ A Short History.
****** См. T. Gannon, G. Traub, The Desert and the City.
Отправить комментарий