Доминиканская духовность и Святая Тереза Авильская

9/11/2017, No Comment

Экстаз Святой Терезы в пещере Святого Доминика

Среди множества экспонатов музея испанского города Сеговия есть весьма примечательная картина неизвестного художника XVII века, которая называется «Экстаз Святой Терезы в пещере Святого Доминика». В основе сюжета этой картины лежит удивительное событие, произошедшее со Святой Терезой Иисуса, когда она 30 сентября 1574 года посетила пещеру, в которой Святой Доминик предавался умерщвлению плоти во время своего пребывании в Сеговии в 1218 году. Когда Тереза молилась в гроте, ей явился Иисус и оставил её со Святым Домиником, который выразил большую радость, взял её за руку и пообещал поддержку в деле реформ Ордена Кармелитов.

Художник мастерски передал мистическую атмосферу этого события. В полумраке пещеры мы видим Святую Терезу Авильскую, в благоговении преклонившую колени перед явившимся ей Иисусом. Справа от неё находится Святой Доминик, которого легко распознать по присущим ему иконописным атрибутам – лилии чистоты в руке и собаке с факелом, лежащей у его ног. Движением руки Спаситель препоручает Терезу Доминику, который обращает к ней свой взор. Слева можно видеть группу монахов-кармелитов, сопровождавших Терезу во время её посещения пещеры. На дальнем плане находится распятие, в нём легко можно узнать копию распятия, написанного Педро Берругете для монастыря Санта-Крус в Сеговии. По сторонам от распятия изображены Святой Доминик, предающийся бичеванию, Святая Екатерина Сиенская, а также Святой Фома Аквинский и Ангел, держащий доминиканский щит.

Педро Берругете. Христос на кресте

Святой Доминик часто являлся Святой Терезе в этом гроте. Она говорила, что получила там так много великих милостей, что желала бы никогда не покидать это место. Но что связывает великих Святых – Терезу Авильскую и Доминика, – живших в Испании в разные эпохи и принадлежавших к разным монашеским Орденам?

Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся понять, какое влияние оказал духовный опыт Братьев Проповедников на Святую Терезу Иисуса. Влияние это намного большее, чем могло бы показаться на первый взгляд, хотя часто биографы Святой не уделяли ему должного внимания. Тем не менее, доминиканская духовность пронизывает её внутреннюю жизнь, труды и реформы. Большинство исповедников Святой Терезы были доминиканцами, и именно они пробудили её любовь к простоте духовной жизни, направляли Терезу в её сочинениях и в значительной степени повлияли на томистический характер её произведений. Они же внесли и мудрую умеренность в проводимые Терезой реформы Кармелитского Ордена.

Так как Тереза Авильская прославилась как великая Святая, богослов и реформатор Ордена, интересно проследить доминиканское влияние на эти три наиболее выдающихся аспекта её жизни: на её святость, сочинения и реформы.

Святая Тереза Авильская (Тереза Иисуса)

Святая Тереза Авильская была и остаётся одной из величайших Святых Католической Церкви, и в её исканиях, идеях и планах её несомненно вёл Сам Иисус, Которого она любила, безгранично доверяла и стремилась во всём исполнять Его волю. Он направлял её на путь совершенства и был её основным духовным Наставником и Другом. Но Он также поручил Терезу духовной опеке со стороны мудрых людей, её современников, которые помогали ей советами и наставлениями. При этом никто не оказал столь большой роли в деле наставничества Святой Терезы, как это сделали духовные сыновья Святого Доминика. В течение своей жизни она получала помощь и поддержку от тридцати доминиканцев, бывших в разное время её исповедниками. Они направляли её жизнь и, в конечном итоге, превратили Терезу де Аумада в Святую Терезу Иисуса.

Монастырь, построенный на месте рождения Святой Терезы, Авила

Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды. Полное имя Терезы – Тереза Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада (Teresa Sánchez Sepeda de Ávila-y-Aumada). Тереза была весьма любознательным ребёнком; в возрасте 6 лет она уже умела читать, что в те времена было большой редкостью. Уже с детства она отличалась глубокой набожностью. Самой любимой книгой Терезы было собрание житий Святых и мучеников. Однажды, под впечатлением от прочитанного, она вместе с братом Родриго даже решила убежать из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа и принять мученическую смерть, но маленьких беглецов быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которая ещё более укрепилась после смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 12 лет. Тем не менее, Тереза ощущала некоторую двойственность: с одной стороны она мечтала о монашестве, но с другой не оставалась в стороне от светских увлечений.

Детство Святой Терезы Авильской

Отец-доминиканец Винсент Баррон (Vincent Barron) был первым духовным наставником Терезы во времена её юности, ещё до её вступления в кармелитский монастырь. Он также был исповедником благочестивого отца Терезы. Несомненно, Тереза часто вместе со своим отцом посещала доминиканский монастырь Святого Фомы (Santo Tomas), где жил отец Винсент.

Доминиканский монастырь Святого Фомы, Авила

Сама Тереза позже рассказывала, что в храме монастыря ей была оказана великая милость, вспоминая о том, во скольких грехах она в прошлом исповедовалась в этом Доме Божьем. В часовне монастыря, где Святая Дева Мария и Святой Иосиф открыли Терезе, что исповеданные ею грехи ей опущены, в конфессионале имеется надпись: «Конфессионал Святой Терезы».

Конфессионал в монастыре Святого Фомы, где исповедовалась Святая Тереза

2 ноября 1535 года в возрасте двадцати лет Тереза тайком от отца, который не желал слышать о монашеском призвании своей дочери, бежала из дому в кармелитский монастырь Благовещения (La Encarnacion), где приняла имя Тереза Иисуса и где затем провела более двадцати лет жизни.

Монастырь сестер-кармелиток Воплощения, Авила

Келья Святой Терезы в монастыре Воплощения

В это же время она убедила одного из своих братьев сделать то же самое и одновременно с ней бежать в доминиканский монастырь. Но спустя три года религиозный пыл Терезы остыл, и в течение следующих семи лет она ощущала духовную пустоту и оставленность.

В 1546 году отец Терезы пребывал при смерти. Тереза была рядом с ним. У смертного одра находился также отец Винсент Баррон. Святая Тереза позже описала то, что произошло в её душе: «Я верю, что этот доминиканский брат, мудрейший человек, обрёл благодать в очах Божьих, так как он пробудил меня от духовной дремоты». Исповедовавшись у отца Винсента, Тереза обрела мир в душе. Вот как пишет об этом Антонио Сикари в книге «Портреты Святых»: «Тереза встретилась с молодым священником, который, исповедуя её, помог ей судить себя не с точки зрения зла, которое она делала или которого не делала, но с точки зрения добра, которому она могла воспрепятствовать, противодействуя изобильному излиянию благодати Божьей. Это было подобно новому рождению; Тереза говорит об этом как о начале «новой жизни»».

Причастие Святой Терезы

Отец Винсент посоветовал Терезе приступать к Причастию раз в две недели (в то время частое причащение практиковалось редко), беседовал с ней о молитве, поддерживал и поощрял её первые шаги на пути к совершенству. Тереза высоко ценила духовную помощь, которую ей оказал доминиканский исповедник. Позже отец Баррон в течение нескольких лет был духовником Святой Терезы в Толедо.

Сестра Маргарита-Иоанна OPs

продолжение

No Comment

Отправить комментарий