80. Мы должны далее рассмотреть мнение тех, кто говорит, что нет чистилища после смерти. Некоторые держатся этого мнения из-за того, что чрезмерно отторгают противоположную позицию, как это бывает во многих других вопросах. А именно, пытаясь избежать одного заблуждения, они впадают в противоположное. Так, Арий хотел избежать заблуждения Савеллия, не различавшего лица Святой Троицы, но впал в противоположное заблуждение, поскольку стал разделять Божественную сущность. Сходным образом Евтихий хотел избежать заблуждения Нестория, который разделил личность во Христе на Божественную и человеческую, но утвердился в противоположном заблуждении, исповедовав, что Христос имел одну Божественную и человеческую природу. Так же и некоторые, желая избежать заблуждения Оригена, который говорил, что страдания после смерти в конечном итоге очистят всех страдальцев, стали утверждать, что нет очищающего страдания после смерти.
81. Святая, католическая и Апостольская Церковь следует между крайностей противоположных заблуждений, не впадая ни в то, ни в другое. Она различает лица в Троице вопреки Савеллию, не уклоняясь к заблуждению Ария, но исповедует только одну сущность трех Лиц. В тайне воплощения она различает две природы вопреки Евтихию, но не принимает вместе с Несторием двух лиц. Точно так же и относительно состояния души после смерти она исповедует, что те, кто покидает эту жизнь без смертных грехов, в любви и благодати, могут претерпевать некоторые очищающие страдания, но она не согласна с Оригеном, утверждающему, что все страдания после смерти представляют собой очищение; а заявляет, что те, кто умирают в смертном грехе, испытывают с дьяволом и его ангелами вечное мучение.
82. Для утверждения истинности этого мы должны, прежде всего, показать, почему те, кто умирает в смертном грехе, немедленно отправляется в адские муки. Это явствует из Евангелия; так, Лука приводит слова Господа (16,22), что "умер богач и похоронили его… в аде… он поднял глаза...", при этом описываются мучения (в. 24): "ибо я мучаюсь в пламени сем". Иов также говорит о нечестивых (21,13): "проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю" См. также Иов 22,17: "они говорили Богу: "отойди от нас, [не желаем знать путей Твоих]". "Причем в аду пребывали не только грешники за свои грехи, но даже и праведники до страстей Христовых за грех прародителей по смерти спускались в преисподнюю. Иаков сказал (Быт 37,35): "с печалью сойду… в преисподнюю". Таким образом, и сам Христос, умерев, пошел вниз в преисподнюю, как сказано в символе веры: и как Пророком [Давидом] предсказано (Пс 15(16),10): "Ты не оставишь души моей в аде", что Петр, в Деяниях апостолов (2,25), относит ко Христу. Однако Христос спустился в преисподнюю иным способом, не как обремененный грехом, но как один "свободный среди мертвых" (solus inter mortuos liber) [см. Вульгата латинская Пс 87(88),6]*; он спустился, чтобы обезвредить начальства и власти (1 Кор. 15,24)** и вывести из плена (Пc 67(68),19)***, как предсказал Захария (9,11): "что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды".
83. Но коль скоро сострадание Божие превосходит все дела Его, то мы тем более верим, что те, кто умирает без единого пятна [греха], немедленно получает награду в рамках вечного воздаяния. Об этом свидетельствует ясно текст Писания; со ссылкой на воздаяние святым Апостол говорит (2 Кор 5,1): "знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный". Эти слова, по-видимому, указывают на то, что, как только бренное тело распадается, человек облекается в небесную славу.
84. Но чтобы смысл сказанного был более очевиден, давайте внимательно рассмотрим данный текст Писания. Поскольку апостол упомянул две вещи: распад нашего земного жилища и обретение небесного жилища, он показывает, как стремление человека касается каждой из этих двух вещей. Так что, относительно желания небесного жилища, он говорит (в. 2), что "мы воздыхаем", потому что достижение нашего желания задерживается, и "желаем облечься в небесное наше жилище". Эти слова указывают на то, что небесное жилище, Апостол понимает не как нечто отделенное от человека, но как нечто с ним соединенное. Ибо мы не говорим, что человек надевает дом, но он надевает одежду; наоборот, мы говорим, что человек поселяется в доме. Поэтому, когда дом сочетает в себе два понятия: «облачение» и «небесное жилище», апостол показывает, что изначально нами движущий объект нашего устремления есть и прилагаемое [к нам], поскольку мы в него облачаемся; и он в тоже время заключает нас в себе и выходит за наши пределы, поскольку мы в нем будем обитать. А что есть этот самый объект нашего устремления, будет явствовать из нижеследующего.
85. Ведь он не просто сказал "облечься", но "облечьcя свыше", он объясняет это далее (ст. 3): "только бы нам и одетыми не оказаться нагими", как если бы сказал: если душа, облекаясь в небесное жилище, не изыйдет из жилища земного, то приобретение небесного жилища было бы «облечением свыше». Но поскольку, чтобы облечься в небесное, нужно отринуть жилище земное, мы не можем сказать, «облечься свыше», но говорим просто «облечься».
86. Поэтому вполне можно задаться про Апостола вопросом: почему все же он говорит о стремлении «облечься свыше»? Он отвечает, что, говоря (ст. 4): "пока мы находимся в этой хижине", то есть пока мы облечены в наше нынешнее бренное жилище, не имея постоянного, "мы воздыхаем под бременем" как какой-то оказией вопреки нашему желанию, ибо согласно нашему естественному желанию "мы не хотим быть раздетыми догола" в нашем земном жилище, "но облечься свыше в небесное, так, что смертное было поглощено жизнью", то есть, что мы можем перейти к бессмертной жизни, не испытав смерти.
87. И опять вроде бы можно сказать Апостолу в чем резон, что, хотя с одной стороны мы не хотим лишиться нашего земного жилища, которое является соприродным нам, с другой стороны мы стремимся обрести небесное жилище? Он отвечает (ст. 5): "Господь создал нас на это самое", то есть с желанием небесного. А каким образом Бог делает это, он добавляет: "дал нам залог Духа". Ибо Святой Дух как залог нашего восстановления, который мы получаем от Бога, уверенно склоняет нас к возжеланию небесной обители. Именно в силу этой уверенности мы восходим до желания небесной обители.
88. Итак, мы имеем два вида стремления: одно – от природы, которое не отказывается от земной обители и другое - от благодати, которое направлено к обретению небесной обители. Но оба стремления не могут быть удовлетворены [одновременно], так как мы не можем достичь нашей небесной обители, не покидая нашего земного дома. Так что с твердым доверием и дерзновением мы предпочитаем стремление, исходящее из благодати нашему естественному стремлению, так, чтобы мы хотели покинуть наше земное жилище и идти к нашей небесной обители. Вот что он добавляет (вв. 6-8): "поэтому мы всегда дерзовенны и знаем, что пока мы обитаем в этом теле, мы отстранены от Господа. Мы ходим верою, а не видением. Повторяю, мы полны уверенности и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа"****.
89. Теперь ясно, что Апостол имеет в виду тленное тело под термином "земной наш дом, эта хижина"; также он понимает тело в некотором смысле как одежду для души.
90. Очевидно также, что он под словами "жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный" понимает Самого Бога, в Которого люди облачаются или в Котором обитают, когда они присутствуют с Ним лицом к лицу, то есть, видя Его, как Он есть. Но они обитают далеко от Него, когда держатся веры, что они пока не видят. Поэтому святые желали жить отстраненно от тела, чтобы их души могли отделиться от тела по смерти, так, чтобы они, покинув тело, могли войти в присутствие Господа.
91. Следовательно, очевидно, что души святых, разорвавшие связь с телом, достигают своей небесной обители, созерцая [при этом] Бога. Поэтому слава святых душ, которая состоит в видении Бога, не откладывается до дня воскресения, когда тела восстанут. Это также явствует из того, что Апостол говорит к Филиппийцам (1,23): "имею желание разрешиться и быть со Христом". Это желание было бы тщетным, если после покидания его тела, Павел не был бы со Христом, который на небесах; отсюда следует, что души святых после смерти пребывают на небесах с Христом. Господь четко сказал благоразумному разбойнику на кресте (Лк 23,43): "ныне же будешь со мною в раю" - т.е. под раем понимается наслаждение во славе. Так что не подобает верить в то, что Христос откладывает вознаграждение своих верных, несмотря на величие их душ, вплоть до воскресения тел. Слова Господа (Ин 14,2), "В доме Отца Моего обителей много" относятся к разным степеням награды, данным святым в небесном блаженстве, и не вне небесного дома, но в нем.
92. Из этого также следует, что найдется место и для очищения души после смерти. Многие отрывки Писания ясно говорят, что никто не может войти в небесную славу с каким-либо пятном. Об участии в Божественной мудрости, (Прем.7,25) сказано: "Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто осквернённое не войдёт в неё". Но небесное блаженство состоит в совершенном участии в мудрости, посредством которого мы будем видеть Бога лицом к лицу. Поэтому все те, кто достигает такого блаженства, должны быть полностью без пятен. Это также видно у Исаии 35,8: "И будет там большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым: нечистый не будет ходить по нему он будет называться священным образом; нечистый не будет позволено использовать его" и в Откровении 21,7: "И не войдёт в него ничто нечистое".
93. Но на некоторых людях в час смерти наличествуют те или иные пятна греха, которые не влекут за собой вечных мук ада; и таковы простительные (вениальные) грехи, например, праздные слова и другое того же рода. Умирающие с такими пятнами не могут сразу достичь небесного блаженства, хотя достигли бы, если бы не имели таковые пятна, как мы уже видели. Следовательно, после смерти они из-за вениальных грехов как минимум терпят задержку в достижении славы. Но нет никакого основания предполагать, что душам после смерти будет проще претерпевать это наказание вместо какого-либо иного; прежде всего учитывая, что отсутствие видения Бога и отдаленность от Него представляет собой даже для томящихся в аду большее возмездие, нежели наказание огнем, происходящее там же. Поэтому души тех, кто умирает с простительными грехами, проходят очищение огнем.
94. А если же кто говорит, что таковые простительные грехи будут ожидать очищения огнем, представляющим собой всемирный пожар, который будет судить всех перед Вторым пришествием, то такое предположение не выдерживает критики. Выше было показано, что души святых, которые не имеют никаких пятен, обретают небесную обитель сразу, как только они расстаются с телом, и в то же время души с простительными грехами не могут войти в небесную славу, прежде, чем они очистятся. Но в таком случае из-за простительных грехов вхождение их во славу будет отложено до Судного дня, что является совершенно маловероятным, ибо это будет несоразмерно большое наказание за легкие грехи.
95. Еще одна причина для [существования] чистилища заключается в том, что некоторые люди не завершили полностью раскаяние за [смертные] грехи, в которых они покаялись перед смертью, и не пристало Божией справедливости их отпускать; иначе те, кто умирает внезапно окажется в лучшем положении, чем те, кто проводит много времени в этой жизни в покаянии. Поэтому они как-то претерпевают за подобные грехи после смерти. Но это не может происходить в аду, где людей наказывают за смертные грехи, поскольку смертные грехи этих людей уже были отпущены им в их покаянии. Также не будет подобающим, если у них будет наказание, откладывающее их достижение славы вплоть до Судного дня. Поэтому надлежит быть каким-то временным наказаниям и очищениям после этой жизни до Судного дня.
96. Этой идее чистилища также созвучен религиозный обычай Церкви, идущий от апостолов. В самом деле, вся Церковь молится о верных усопших. Но очевидно, что она не молится за тех, кто в аду, где нет никакого искупления, а также за тех, кто уже воспринял небесную славу, поскольку они достигли цели. Следовательно, остается, что существуют некоторые временные наказания и очищения после этой жизни, ради отпущения которых молится Церковь. Таким образом, даже Апостол говорит (1Кор 3,13-15): «огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня». Но этот огонь не следует понимать в качестве адского пламени, потому что страдающие в последнем не спасаются. Поэтому его должно понимать как очищающий огонь.
97. Можно также еще привести слова про огонь, который будет предшествовать пришествию судии, а именно сказано: "ибо день покажет, потому что в огне открывается", тогда, как день Господень понимается как день его последнего пришествия для всеобщего суда всего мира, о чем говорит Апостол в 1 послании к Фессалоникийцам (5,2): "день Господень придет как тать ночью." На это мы должны пояснить, что, как Судный день называется днем Господним, потому что это день пришествия его на всеобщий суд всего мира, так день смерти каждого человека может также называться днем Господним, потому что тогда Христос приходит к каждому человеку для его награды или осуждения.
98.Относительно награды благих Христос говорит своим ученикам (Ин 14,3): "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я". Относительно же осуждения злых сказано в Откровении 2,5: "Покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его".
99. Поэтому день Господень, в который будет всеобщий суд, откроется в огне, предшествующему пришествию Судьи, когда нечестивцы будут определены на нескончаемые муки, а праведные, кто останется в живых, будут очищены. Но также и день Господень, на котором Он будет судить каждого человека по его смерти, будет открыт в огне, который очистит благих и осудит нечестивых.
100. Из всего сказанного явствует, что после смерти существует чистилище.
* В Синодальном переводе – «между мертвыми брошенный».
** В СП: «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу»; в Вульгате: «cum evacuaverit omnem principatum et potestatem et virtutem».
*** В СП: «Ты… пленил плен»; в Вульгате: «captivam duxisti captivitatem».
**** СП: Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
Отправить комментарий