Письмо CLXXVII, св. Екатерины Сиенской кардиналу Пьетро Портуенсе*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии, матери Сына Божьего.
Дражайший и достойнейший отче и брат в Иисусе Христе. Я, Екатерина, недостойная слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в Его драгоценной Крови, жаждая узреть тебя смиренным и кротким как агнец. Жажду, чтобы ты учился у Непорочного Агнца, который был столь смиренным и кротким, что никто не услышал никакого стона или жалобы на страдания и оскорбления. Этот беззащитный Агнец позволил привести себя на зарез, на святейший и тяжкий крест. О, непостижимая, пламенная Любовь! Ты дала нам свое Тело как пищу и Кровь как питие. Ты сама являешься агнцем, испеченном на огне пламенной любви.
Отче, я не вижу другого способа завоевать добродетель, как только поставить пред очами разума Агнца, в котором мы находим истинное и глубокое смирение, соединенное с огромной кротостью и терпеливостью. Несмотря на то, что Он – Сын Божий, не приходит и не ведет себя как царь, но – как покорный слуга. Нет в Нем ни гордыни, ни себялюбия, не ищет себя ради себя, но старается только воздать честь и славу Отцу, а нам – вернуть жизнь, утраченную через грех. Руководит Им только любовь и жажда, чтобы исполнилась в нас воля Отца. Ибо Бог сотворил человека по своему образу и подобию, чтобы он мог радоваться и наслаждаться вечной жизнью, но помешал этому бунт человека против Бога. Вот так не исполнилась милая воля Бога, который сотворил человека для того, чтобы имел жизнь вечную. Только для этого был сотворен человек. Однако, чтобы наконец исполнилась воля Божья, Он дал нам Слово, Единородного Своего Сына, с той самой чистой и бесконечной любовью, с которой нас сотворил. И действительно, Сын Божий совсем не заботился о себе, только об исполнении этой милой воли (ср. Евр 10,7). Стал посредником между Богом и человеком; великую войну превратил в мир, а своим смирением победил гордыню мира. Он сказал: «… мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16,33). Это значит попросту, что победил человеческую гордыню. Каждый человек гордый и нетерпеливый становится кротким и терпеливым, когда узрит Бога, который так унизился, что принял человеческий образ. Посему святые, а также добрые Божьи слуги, желая отблагодарить Бога, всегда унижаются, воздают Ему честь, прославление и признают, что все, что они имеют – получили от Бога, то есть признают Его единственной причиной своего существования. Все, что они любят – любят в Боге, не обращая внимание на положение и почет. Ибо они считают, что чем выше кто-либо поставлен, тем более должен себя унижать и считать себя тем, кого нет. Благодаря познанию себя самого, человек становится смиренным, не возносит голову и не надмевается гордыней, но покорно опустив голову, признает, что действует в нем благость Бога. Таким образом добывает добродетель любви и смирения одновременно, ибо одна укрепляет и питает другую, а без этих двух добродетелей мы не можем иметь жизнь.
Ой, горе нам, горе! Кто же мог бы быть столь неразумным животным, чтобы не любить, будучи любимым, чтобы не вырвать с корнем и не отбросить далеко от себя коварное себялюбие. Ведь оно – зародыш и корень всяческого зла! Я не могу представить себе, что кто-либо мог бы быть столь безразличным, чтобы не любить, будучи любимым, и чтобы позволить отнять у себя свет познания через себялюбие.
Какое знамение дает тот, кто любит? Он дает знамение, видимое издалека. Можешь его увидеть у Иеронима, положение которого было подобно твоему, отче**. Он умерщвлял свое тело постами, бдениями, молитвами и нищенскими одеяниями, убивал в себе гордыню, вовсе не искал отличий и мирского почета, а убегал от них. Однако Бог возвышает тех, кто унижает себя. Посему человек смиренный, не смотря на занимаемое положение, не теряет смирение, а его облагораживает, как золото в горниле, а в дополнение добывает добродетель любви. С наслаждением пожирает души, ибо очень жаждет и алчет их спасения. Не боится потерять свою телесную жизнь, ибо тот, кто принял образ и облекся в Агнца, сладостного Иисуса (ср. Рим 13,14), уже не любит себя ради себя, ни ближнего ради себя, ни Бога ради себя, но всех и все любит в Боге. Такой человек не заботится уже ни о жизни, ни о смерти, ни о гонениях, ни о какой бы то ни было боли, но старается только лишь о наивысшей славе, вечной Истине***.
Такие вот черты истинных слуг Божьих. Отче достопочтенный, прошу тебя и хочу, чтобы ты именно таким и был. Будь смиренным. Не заботься о своем положении, но будь готов смиренно его оставить. Терпеливо переноси все неприятности и кривды, с добродетелью великого терпения выстой в теле Церкви до самой смерти. Проповедуй и говори всегда правду, советуй другим, чтобы поступали в правде, служи правдиво разными способами без какого бы то ни было страха, заботясь только о славе Божьей, о спасении душ и возвышении святой Церкви, как приличествует дитяти, питаемому столь благой матерью. Именно в этом явишь любовь к Богу и терпение. Будь щедрым, милосердным духом и телом, как я уже это сказала. Помни, отче, что руки убогих помогут тебе раздавать и уделять Божью благодать****. Хочу, чтобы ты сразу начал новую жизнь и с этого часа жил иначе. Не спи уже дольше сном небрежности и невежества. Будь образцом и примером истинного воителя.
Достопочтенный отче, я сказала уже ранее, что жажду, чтобы ты стал как агнец, беря пример с истинного Агнца. А теперь говорю тебе, что хочу также, чтобы ты был сильным львом, громко рычащим в Церкви. Пусть твой рык и твоя добродетель будут столь сильны, чтобы помогли воскреснуть мертвым детям Церкви*****. Если ты спросишь меня, откуда взять силы на такой голос и рык, я отвечу – от Агнца. Он в своем человеческом обличие не кричит, но тихий и смиренный, но Его Божественная природа дает силу крику Сына, взывающего голосом своей безмерной любви. Сила и мощь Божественной Сущности и любви, которая соединила человека с Богом, превратила Агнца во льва, который с кафедры крест «крикнул столь громким голосом» (Мф 27,46) над мертвым ребенком людского рода, что вырвал его из смерти и вернул ему жизнь. Теперь мы все от Него получаем силу, ибо любовь, принятая от сладостного Иисуса, позволяет нам участвовать в силе Отца. Видишь, отче, мы так сильны, что ни сатана, ни творение не могут нас заставить совершить смертный грех, поскольку Бог одарил человека свободой и уделил ему власть над самим собой. Благодаря любви мы участвуем в свете и силе Святого Духа, который соединяет душу с ее Творцом, осветляет разум и познание, а этот свет содержит в себе также премудрость Сына Божьего.
О, дражайший отче, сердце мое разрывается и рвется из груди, когда я вижу на каком почетном месте поставила нас бесконечная Благость и сколь огромным достоинством нас наделила. Вот, сперва в акте творения уделила нам свое подобие, а потом нас искупила и соединила человеческую природу с природой Божественной. Не могла уже больше сделать, чем дать саму себя, тем, кто через грех стали недругами Бога. О, непостижимая, совершенная Любовь, Ты так сильно возлюбила свое дитя! Ты не мог, Боже, сам понести наказание, но жаждал примирить себя с человеком. Ты должен был покарать человека за совершенное преступление, а он не был достаточно чистым, чтобы каким бы то ни было образом воздать за огромную несправедливость, которая лучилась с Тобой, Отче Вековечный. Благодаря любви к нам Ты все-таки нашел способ, облекая в наше тело свое Слово. Это Слово вернуло Тебе славу и смирило Твой гнев, в своем теле перенеся страдания за весь род Адама, который согрешил.
Ах, человече, как можешь ты выдержать, чтобы не бросить самого себя? Ведь видишь, что Бог развел руки на кресте, позволил себя победить, побеждая смерть, ведь смерть победила смерть, а жизнь убила и уничтожила смерть. Так вот смерть и жизнь создали один круг, пока наконец смерть не была побеждена, а человек воскрес к жизни. Посему беги, отче, беги и пусть не противится твое сердце. Пусть капитулирует город твоей души. Он еще никому не сдался, но теперь должен уступить перед огнем, ибо был он зажжен со всех сторон света. Куда не обернешься, духом или телом, повсюду узришь огонь любви.
Прошу тебя, отче, и хочу, чтобы ты подбодрил Христа на земле. Умоляй его, чтобы прибыл и как можно быстрее вознес штандарт святейшего креста над головами неверных. Не обращай внимание на то ни ты, ни другие, что некоторые христиане, сгнившие члены Церкви, подняли восстание и выступили против своего дорогого настоятеля и главы. Возвращение папы и война с неверными повлияют на умиротворение восставших и помогут им снова стать добрыми сынами. Проси Его Святейшество и призывай других, чтобы также его просили о том, чтобы как можно быстрее сделал то, что я сказала. Извини меня, отче, за мое невежество. Прости, что осмелилась так много говорить. Пусть оправдает меня моя любовь и жажда твоего, отче, спасения и обновления и возвышения святой Церкви. Она сейчас весьма бледна, так как не хватает ей румянца любви, которую каждый отнимает у Церкви и присваивает себе. А все это из-за себялюбия и из-за забот о собственном благе и возвышении. Это – примета людей гордых, которые беспокоятся только о своем величии, не переживая о том, что Церковь развалена, а сатана пожирает души. Гордые люди – это хищные волки. Совсем другие – слуги Божии, которые как агнцы идут по следам Агнца. Душа моя жаждет, чтобы ты был именно таким агнцем.
Уже больше ничего не скажу, хотя если бы я последовала побуждению воли, еще бы не замолкала. Рекомендуй меня, отче, нашему Христу на земле при посредничестве Иисуса Христа. Укрепляй и утешай папу, чтобы не страшился ничего, что может случиться.
Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Первые месяцы 1376 г.
* Пьетро Корсини, сын флорентийского лекаря, был епископом Вольтерра (Тоскана), а потом Флоренции. Был послом Урбана V к Германскому императору. В 1370 году был произведен в кардиналы, из-за своего титулярного престола (Порто-е-Санта-Руфина) называли его также Портуенсе. Выступил против Урбана VI. Умер в 1405 году, отстраненным, но не раскаявшимся. Является одним из адресатов письма к трем итальянским кардиналам (СССХ).
** В Средневековье считали, что св. Иероним был кардиналом и изображали его часто в одежде кающегося с кардинальской шапкой, лежащей на земле у его ног. К этой иконографической традиции и обращается св. Екатерина.
*** Эта ода любящего человека частично основана на истории св. Иеронима, который ради любви к Богу и защищая веру не колебался предпринимать изнурительные путешествия, переносить оскорбления и трудится вплоть до своей смерти (в 420 году), которая настигла его во время борьбы с пелагианством.
**** Руки убогих – это символ благотворительности, которая делает более плодотворной пастырскую деятельность.
***** Средневековая легенда повествует о том, как мертворожденные львята ожили спустя три дня от громкого рыка отчаявшейся львицы. Отсюда сравнение с Христом, который оживил человечество, умершее через грех.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий