Письмо CLXXXI, св. Екатерины Сиенской Николаю из Осимо*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Милейший и дражайший отче в Иисусе Христе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, жаждая узреть тебя как крепкую скалу, опирающуюся о милую и нерушимую скалу – Иисуса Христа. Ты ведь знаешь, что дом, стоящий на песке или на земле будет снесен легким дуновением ветра или смытый ливнем. Точно так с душой. Если душа опирается на неустойчивых вещах этой мрачной жизни, которые проминают как ветер и легчайшее дуновение уносит их как пыль, то будет она повалена не землю даже самой незначительной невзгодой. Точно так и с человеком, опирающимся на себялюбие. Эта любовь, как отвратительная проказа, уничтожает и убивает все добродетели, отделяя ее от истинной любви – матери всех добродетелей. Именно поэтому душа моя жаждет узреть тебя опирающимся на живую скалу – Иисуса Христа.
О, дражайший отче, может ли быть более приятное занятие, чем строительство дома нашей души? У нас уже есть строительные материалы, архитектор и каменщик. Ах, сколь же мил наш архитектор и мастер, Отец Вековечный! В Нем почивает вся премудрость, знания и бесконечная благость. Он – наш Бог, то есть Тот, Кто Есть. Все остальное существует только потому, что такова воля Бога. Этот мастер удовлетворяет все наши нужды и не хочет ничего, только нашего освящения. Все, что нам дает и на что позволяет, служит нашему благу, то есть – очищению от грехов и возрастанию в совершенстве и благодати. Посему благ и мил мастер, который умеет строить и обеспечивает все, что нужно для строительства. Он знает, что строительный раствор, замешанный на воде, не удержит кирпичей добрых и истинных добродетелей, посему велит нам заменить воду Кровью Единородного Сына**.
Знаешь наверняка, отче, что до небесного декрета о прибытии на землю Сына Божьего никакая добродетель не имела такой силы, чтобы вернуть человеку жизнь, утраченную по причине греха. Ох, милый мой отче, приглядимся к невыразимой любви этого мастера, который видя, что вода святых пророков перестала быть водой живой и не могла уже дать нам жизнь, извлек из своего недра и пожертвовал нам Слово Воплощенное, Единородного Сына Своего. В Его руки вложил всю свою мощь и силу и положил Его как скалу-фундамент нашего строения. Без этого фундамента мы не можем жить. Сын Божий – невыразимо сладостен (соединенный с Богом составляет с Ним одно), и при Нем любая горечь приобретает сладостный вкус. Он – крепкий фундамент, а не земля или песок. О, благой огонь любви! Как слугу и работника Ты послал нам полного благодати и щедрости Духа Святого, который есть любовь. Любовь – та сильная рука, которая прибивает Слово ко кресту и удерживает Его на нем. Это именно любовь так сильно сжала Его преславное Тело, что изобильно пролитой Крови хватит, чтобы каждому человеку дать жизни и смешать раствор для каждого дома. Каждая добродетель – весьма ценна и имеет силу давать жизнь, если она опирается на Христа и пропитана Его Кровью.
Пусть же разрываются от любви наши сердца, видя, что кровь совершила то, что не могла совершить вода. Можно ли жаждать чего-то большего? Кто же мог бы сейчас блуждать по бездорожью этого мира в поисках печальной, неупорядоченной любви? Пусть же в тепле любви смягчаться наши сердца, твердые как камень.
Как же чудесно, что Отец со всей своей премудростью, силой и благостью стал нашим архитектором и мастером, созидая дом нашей души по своему образу и подобию. Творит Он при помощи добродетели, которая находится в Нем, при помощи памяти, которая заключает все элементы проекта, при помощи интеллекта, который познает, а также воли, рука которой исполняет работу. Тогда, когда мы утратили благодать по причине греха, Бог пришел и соединился с нами, привившись на диком древе нашей природы. Дал нам свою мощь и силу при посредничестве Сына, которого сделал нашим мастером и одновременно скалой (как говорит св. Павел (ср. 1Кор 3,11)). Посему, наша скала – Христос, посланный Богом, как слуга и работник для строительства дома, который мы должны воздвигнуть на скале. Бог из любви дал нам жизнь и из любви пролил свою Кровь, чтобы она послужила нам для разведения извести для строительного раствора. Теперь у нас ни в чем нет нехватки.
Возрадуемся же и возвеселимся, ибо у нас есть крепкая скала, хороший работник и мастер, который использовал собственную Кровь как строительный материал. Благодаря этому стены нашего дома столь крепки, что не сокрушит их ни сатана, ни творение, ни град, ни буря, ни ветер, разве что мы сами этого не захотим. Пусть же пробудится интеллект и познание, чтобы узреть Любовь и Благость, которая ничего не ищет и ничего не хочет кроме нашего освящения. Она не заботится о себе, но – о славе Отца и нашем спасении. Если же память все это сохранит, а разум – познает и постигнет, то человек не сможет остановить свою волю, которая с горячим запалом, разогретая пламенем любви поспешит, чтобы любить то, что Бог любит, и ненавидеть то, что Бог ненавидит. Человек тогда ничего не устрашится, ибо ничего не может помешать в святом намерении. Он также совершенно терпелив, ибо опирается на Христа, живую скалу.
Теперь понимаешь, отче, почему я сказала, что жажду, чтобы ты был скалой, опирающейся именно на такой скале. Прошу тебя также милостью Христа Распятого, возрастай в добродетелях и выстой в святом намерении. Пусть тебя не остановят и не изменят никакие жизненные невзгоды. Будь крепкой скалой, опирающейся на теле святой Церкви. Ищи всегда славу Божью, а также возвышение и обновление святой Церкви.
Прошу тебя, дорогой отче, не гаси свою жажду и не ослабляй свое рвение в убеждении Святого Отца, что должен он прибыть быстро, без промедления и поднять оружие верных христиан, то есть – святейший крест. Не обращай внимание, отче на распространяющееся возмущение. Пусть Святой Отец не тревожится, но выстоит в отважном решении и как можно быстрее реализует свое святое и благое намерение. Дорогой отче, даже если бы нападал на тебя сатана или били тебя творения, оставайся живой скалой, опирающейся на Невесту Христову, и не переставай проповедовать правду, даже ценой утраты жизни. Не заботься о себе, но о славе Божьей. Слишком долго мы праздно смотрели на то, как Его оскорбляют; посему теперь мы должны отдать даже жизнь ради славы и прославления Его Имени. Ревности, отче, ревности и рвения! Хватит халатности и праздности! Теперь, пока у нас еще есть время, и время – наше, будем же трудиться ради нашего ближнего и неустанно провозглашать славу Божью. Уповаю на Божью благость, что ты сделаешь все, что я сказала, дорогой мой отче. Прости мне мою дерзость, но всему виной – любовь.
Я очень сильно обрадовалась благой жаждой и намерением Святого Отца, равно если речь идет о его прибытии, как и о святом и славном паломничестве, которого слуги Божьи ждут с большой тоской. Больше ничего не скажу.
Я слышала, что Святой Отец возвести к высшему достоинству и вверить другое служение Магистру нашего Ордена. Если это правда, то умоляю тебя, отче, проси Христа на земле чтобы постарался дать доброго викария для Ордена, ибо мы сильно в этом нуждаемся. Прошу тебя, если ты посчитаешь это нужным, скажу Святому Отцу о магистре Стефане, который был прокуратором Ордена тогда, когда брат Раймонд пребывал при дворе***. Ты наверняка знаешь, что это человек добрый и отважный. Я надеюсь, что, если бы он был назначен Магистром, Орден мог бы возродиться, благодаря благодати Бога и его трудам. Я написала об этом Святому Отцу, но не сказала ему напрямую, кого он должен назначить, прося его только, чтобы посоветовался с тобою, отче, и с архиепископом Отранто. Если бы, в связи с этим делом или же по причине чего-то иного, полезного для святой Церкви был бы необходим приезд брата Раймонда, то напиши, отче, а он сейчас же послушает тебя.
Больше ничего не скажу. Выстой, отче, в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Январь 1376 г.
* Никколо да Осимо († 1406), апостольский протонотариус и секретарь Урбана V и Григория XI. Добился специальных привилегий для городов, верных папе. Отказался от исполнения функции секретаря при Урбане VI.
** Сравнение взято из ежедневной жизни. В Средневековье использовали кровь для разведения извести для раствора. Перед началом строительства обычно закалывали большое количество быков.
*** Брат Стефано делла Кумба, прокуратор Доминиканского Ордена в 1367-74 годах, викарий Римской Провинции в 1368-70 годах. Когда он занимал эту последнюю должность, познакомился с братом Раймондом, который был приором римского монастыря Санта-Мария-Сопра-Минерва. Екатерина говорит, что он был при дворе, поскольку папский двор находился тогда в Риме, когда папа Урбан V на краткое время вернулся из Авиньона.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий