Стойкость в добродетели

12/13/2024, No Comment

Письмо CXXVIII, св. Екатерины Сиенской Габриэлю Пикколомини*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Дражайший сын во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, переполненная жаждой узреть тебя как человека постоянного и стойкого в добродетели, который никогда не сворачивает с пути. Это – единственный способ понравится Богу добыть плод Крови смиренного неизменного Агнца. Стойкость будет вознаграждена, посему нужно быть стойким.

Дражайший сын, если бы ты меня спросил: «Как же я могу добыть и сохранить стойкость, если я окружен множественными недругами, то есть – миром и твореньями, обрушиваются на меня множественные гонения, оскорбления и несправедливые обвинения, а в дополнение – мои чувства часто вызывают во мне отвращение и восстают против разума» - я бы ответила тебе, что этих недругов ты можешь победить только тогда, когда используешь действенное и сильное оружие, и тогда наверняка победишь их, если только охотно вступишь в битву, готовый принять смерть и всматриваясь в славу, которую добудешь. Мы, люди поставлены на поле битвы, чтобы вести бой с нашими врагами, то есть – с миром, телом и сатаной, должны сражаться с оружием в руках и принимать удары, которые нас ранят. Какое же оружие мы должны иметь? Меч и доспехи истинной любви, хранящие нас от ударов, которые мир наносит нам различными способами, от искушений сатаны и атаками нашей телесной слабости, которая – как я уже сказала – противится духу. Было бы хорошо, если бы мы под доспехи одели багряную кольчугу крови, то есть Кровь Христа Распятого, соединенную и смешанную с Божьей Милостью.

Нужно открыть эту Кровь, а посему не прячь ее, брат, но покажи всем, исповедуя ее благими и святыми поступками или словом, зависимо от нужды. Не прячь ее так, как те пустые люди, которые стыдятся исповедовать Христа Распятого перед миром, стыдятся громко сказать, что они – Его слуги. Эти люди не хотят надеть на себя кольчугу. Ох, какое смятение царит на этом свете! Вот, люди стыдятся говорить о Христе и о Его Крови, благодаря которой они были искуплены с великим огнем любви, и совсем не стыдятся своих беззаконий! Благодаря такой порочности они лишили себя плода Крови, сорвали со своей души всю ее красу и достоинство и даже не заметили, что стали дикими зверями, слугами и невольниками греха. Ибо они потеряли свет разума и идут как слепые и безумные, привязываясь к вещам мира сего. Однако эти вещи они не могут иметь так, как бы им хотелось, поскольку они проносятся как ветер и приходит момент, когда они исчезнут или мы сами их оставим, когда призовет нас Наивысший Судья, а душа отделится от тела. Ни один человек не должен быть таким глупцом, чтобы медлить с исправлением, ведь он не знает, как, когда и в каком состоянии умрет. Говорю тебе, дорогой сын, что люди, которые не исправятся при жизни или в час смерти, теряют блага земные и небесные, ибо будут осуждены на веки. Я не хочу, чтобы ты был одним из них. А хочу, чтобы ты, вооружившись описанным выше способом, стойко сражался и без какого бы то ни было страха, до самой смерти.

Было бы хорошо, дорогой сын, если бы в руке твоей был меч, которым ты бы мог защищаться. И пусть это будет меч обоюдоострый, с лезвием ненависти и любви, ненависти к порокам и любви к добродетели. Именно этим мечом ты ударишь по миру, возненавидев его высокие посты, удовольствия, великолепие, суетность и огромную гордыню. Своих гонителей ты убьешь истинным терпением, полученным при помощи любви к добродетели. Сатану ты победишь любовью, ибо любовь – единственное, чего он боится, и от души, исполненной любовью, он убегает как муха от горшка с кипящей водой. Свою слабость и чувственность ты повалишь наземь ненавистью, рожденной из святого познания себя самого и любовью к своему Творцу. Эту любовь ты добудешь благодаря познанию Бога в себе и именно с нею ты вступишь в битву.

Дорогой сын, ты должен поставить пред оком своего разума Христа Распятого, поклоняясь и прославляя Его страсти и труды. В Нем узришь славу, приготовленную для тебя и для всех, кто Ему будет служить. В этой славе обретешь и получишь плод каждого труда, предпринятого ради славы и поклонения Его имени.

Дражайший сын, таков способ достичь совершенную добродетель, преодолеть слабость и выстоять до самой смерти. Без стойкости наше древо на приносило бы плодов. Посему я сказала, что хочу узреть тебя стойким и не хочу, чтобы ты озирался назад.

Больше уже ничего не скажу. Я упомянула об оружии, ибо хочу, чтобы ты был готов к битве, когда будет поднято знамя святейшего креста, и чтобы ты знал, какое оружие взять. Позаботься о том, чтобы приготовили его также и другие христиане, и начали использовать его сразу**, ибо в противном случае оружие заржавеет, прежде чем они выступят против неверных.

Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

Вторая половина 1375 или начало 1376 г.

* Габриэле ди Давино из славной сиенской семьи Пикколомини, из которой произошли двое пап, четыре кардинала, много епископов и священников. Габриэле был верным учеником св. Екатерины, подобно, как и его сын Джованни, который стал доминиканцем.

** Оружие необходимое крестоносцу служит также – в переносном значении – для борьбы с собственными пороками, которые следует победить перед походом, ибо результат экспедиции – по мнению Святой – зависит от нравственности ее участников.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий