Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 11b.
Итак, доселе живы (и их можно найти в Городе) две сестры Покаяния бл. Доминика, одна из которых зовётся Лиза, что была женою брата святой девы, а следовательно, её «сорорина»*, то бишь невестка, о которой весьма часто упоминается выше; другая же – Джованна по фамилии Капо, обе родом из Сиены. Они были с девой, когда она приехала по велению блаженной памяти владыки Урбана VI, папы, в Город, где поселилась в квартале Колонна с немалым числом сынов и дочерей, которых во Христе породила и в святых нравах воспитала. Они следовали за нею из Тосканских пределов чуть ли не вопреки её желанию: одни – с целью паломничества и поклонения святым, другие – из-за духовных милостей, которые намеревались выпросить у Верховного понтифика, но все – ради того, чтобы насытиться сладостью общения с нею, каковое чудесным образом доставляло усладу всем вкушавшим его. К этому прибавилось ещё то обстоятельство, что Верховный понтифик повелел пригласить в Город нескольких слуг Божиих по просьбе Екатерины, а она из любви к гостеприимству всех их с радостным сердцем приняла в доме, где сама обитала. А так как она ничем земным не владела, и не было ни золота, ни серебра в поясах её (ср. Мф. 10:9), мало того, вместе с ближайшими друзьями получала пропитание от простого нищенства, тем не менее приняла бы сотню гостей как одного, потому что сердце её уповало на Господа, и она не сомневалась, что Он позаботится о всех прибывающих по Божественным щедротам Своим. По этой причине в доме её в то время жило самое малое шестнадцать мужчин и восемь женщин, а когда прибывало, то иногда превышало в целом тридцать, а иногда доходило до сорока человек, по крайней мере, приблизительно. И такое было дано распоряжение девой сей преподобной, чтобы каждая из упомянутых женщин по одной неделе исполняла обязанности стряпухи и хозяйки, чтобы другие могли посвящать своё время Богу и тем делам или паломничествам, ради которых они прибыли в Святой город.
И вот, когда действовало сие распоряжение, очередь исполнять заниматься хозяйством выпала вышеозначенной Джованне ди Капо. Поскольку же хлеб, которым кормились все в доме, можно было получить не иначе, как ежедневно прося милостыни, Екатерина распорядилась, чтобы каждая недельная хозяйка, когда у нее кончается хлеб, извещал деву накануне, чтобы она успела послать кого-нибудь либо сама пойти просить милостыню. Но сии слова Джованна волею Божией как-то раз случайно забыла; и когда вечером закончился хлеб, ни деве о том не сообщила заранее, ни сама не добыла его где-нибудь ещё. Поэтому, когда люди сошлись к обеду, в ларе обнаружилось так мало хлеба, что его едва хватило бы на четверых из них. Тут упомянутая Джованна, осознав, что провинилась нерадением, тотчас же в печали и стыде пошла к деве и рассказала ей о своей провинности и недостатке хлеба. На что дева ей:
- Помилуй тебя всемогущий Боже! Сестра, почему ты довела нас до такой крайности вопреки данному мной распоряжению? Вот, община наша голодна, ибо час поздний; где мы так срочно найдем вдоволь хлеба?
Когда же Джованна принялась причитать, что виновна и достойна наказания и согрешила по забывчивости, молвила дева:
- Скажешь слугам Божиим, чтобы шли к столу.
А на её возражение, что хлеба совсем мало и что каждому не хватит даже понемножку, дева ответила:
- Скажешь, чтобы начинали понемножку с этого, пока Господь не позаботится о них.
И сказав сие, пошла молиться.
Джованна выполнила приказ и разделила малость хлеба между многими. Они же, будучи голодны и изнурены каждодневным строгим постом (ибо большинство из них постились), жадно поглощали убогое угощение, думая, что тут обед и закончится... Короче говоря, ели они, ели, а малое количество этого хлеба всё никак не истощалось. Каждый уже слепил из него себе комок, каждый вволю наелся, а хлеб на столе всё ещё оставался. И неудивительно, ведь сие сотворил Тот, кто пятью хлебами насытил пять тысяч человек. Все дивились и переглядывались с изумлением и спрашивали, что делает дева. И сказали им, что молится она ревностно. Тогда те шестнадцать человек, придя к единодушному заключению, сказали:
- Это по той молитве дарован был хлеб с небес (ср. Ин. 6:32), ибо же вот, все мы сыты, а от малости хлеба, данного нам, не убыло, но ещё и прибавилось.
Когда же обед закончился, на столе осталось столько хлеба, что его хватило на всех сестёр, бывших тогда в доме, которые после них обильно пообедали, да и щедрую милостыню из того подали нищим по велению девы.
О точно таком же знамении, случившемся в том же году, рассказывают вышеупомянутые Лиза и Джованна, засвидетельствовав и ныне свидетельствуя, что Господь свершил его чрез оную деву в том же доме в какую-то из недель Четыредесятницы, когда на хозяйстве была некая Франческа, одна из Сестёр Покаяния бл. Доминика, неотлучно находившаяся при деве и, свято верю, ныне пребывающая с нею на небесах.
* слово, встречающееся только в этом тексте, возм. диалектное. – прим. пер.
Перевод: Константин Чарухин
Отправить комментарий