Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, II. Мысль, 3.
Церковь является для святой Екатерины Сиенской натуральным пространством жизни и деятельности, семейной общиной, к которой она более привязана, чем к своему городу, о которой заботится больше, чем о раздробленной и беспокойной Италии. Церковь для нее прежде всего – сокровищница, в которой хранится Кровь Христа. Церковь уделяет «Хлеб жизни и дает пить Кровь», благодаря чему каждый человек – преступник или тиран – может вкусить Бога. Екатерина призывает в письмах к частой исповеди и святому причастию (как монахов, так и правителей и ремесленников), что являлось чем-то новым для тогдашних христиан, но для сиенской терциарки было натуральным следствием ее чувства огромной ценности Крови Христовой.
Сущностью Церкви является любовь. Екатерина лаконично говорит, что Церковь — это Любовь, то есть – Христос. Отождествление Церкви с Христом объясняет все требования, которые Екатерина ставит христианам, которые служа Церкви в ее временной, исторически обоснованной форме, служат самому Христу. Для Святой очевиден факт, что Церковь, сокровищница Крови и таинств, всегда ведет людей к спасению, даже если ее сотрясают споры или ослабляют немощные или коррумпированные предстоятели. Екатерина отличает установленную Христом миссию Церкви и священническое служение от конкретных, несовершенных людей. Папа для нее всегда Глава Церкви, наместник Христа, владеющий ключами к сокровищнице Крови. Она считает, что ему всегда должно воздавать уважение и быть ему послушным, хотя она прекрасно видит (и не колеблется критиковать) слабости современных ей пап. Екатерина мечет разожженные угли на головы развращённых прелатов и стремящихся к карьере кардиналов, называет их гнилыми растениями в саду Церкви и воплощенными дьяволами, но постоянно повторяет, что человеческие недостатки совсем не убавляют «плод Крови» и Церковь не перестает исполнять свою спасительную миссию. Чувство огромного достоинства папства и священства велит ей называть папу Христом на земле, а священников – другими Христами, призванными преодолевать греховную смерть и воскрешать умерших. Именно поэтому всяческий бунт против папы является бунтом против самого Христа, а гонения на священников – гонением самого Христа.
Екатерина Бенинказа имеет очень широкое, близкое к современному христианству, виденье Церкви, как общины всех верующих. Каждый член этой общины может черпать из сокровищницы Церкви, но также каждый из них несет ответственность и обязан ее защищать. Основанием общины Церкви – как и любой другой человеческой общины, например, государства – является любовь к Богу и ближнему, а также забота о духовном совершенстве. Первенство любви и дел духовных велит Екатерине напоминать папе, суверену Церковного Государства, что он – властитель душ, а не городов, в то же время светским правителям – велит заботится не только о благополучии и мире в государстве, но также о спасении своих подданных. Екатерина уверена в огромной роли теологов и ученых монахов в жизни Церкви, тем не менее своих светских друзей неустанно призывает к жертвенной службе Церкви и дает им осознать их огромную ответственность за судьбу как локальной, так и вселенской Церкви.
Церковь, которая в письмах Екатерина называет чаще всего Невестой Христовой, состоит из двух частей: духовных, составляющих мистическое тело святой Церкви, и всех остальных верных, составляющих тело всеобщей христианской религии. Критерием разделения являются функции, исполняемые членами церковной общины, но следует сразу добавить, что – как открыла деятельность самое Екатерины – это не связано с разделением ответственности за Церковь. Все верные одинаково ответственные за Церковь, вместе создают историю Церкви. Взаимозависимость и тесное единство всех членов Церкви Екатерина поясняет при помощи близкого для ее глаз образа виноградника. Так, вселенская Церковь это – виноградник, раскинувшийся на полях всего христианского мира. Этот обширный виноградник состоит из множества малых виноградников, в которых конкретные христиане трудятся над своим спасением. Если же в одном винограднике размножатся сорняки, то ветер легко перенесет их семена в соседний виноградник, а если придет засуха или град, то не спрячутся от них виноградины ни в одном отдельном винограднике. Поэтому каждый христианин – даже отшельник – не может удовлетвориться тем, что виноградник его души зеленеет и приносит обильный урожай, но должен заботится о соседнем винограднике своего ближнего, а также о винограднике всей Церкви, должен их защищать от воров, помогать в орошении и вырывать сорняки. Только сохранении связи совместной ответственности и взаимной заботы гарантирует расцвет и спокойствие каждого отдельного виноградника и виноградника всей Церкви. А ответственность и забота диктует прежде всего верность и послушание. Екатерина особенно настаивает на послушании Главе Церкви, что является в определённом смысле нынешней необходимостью. Нельзя, однако забывать о том, что для этого великого мистика послушание и служение Церкви и Ее Главе является формой послушания и служения самому Христу, который независимо от человеческой неверности и бунта не перестает в Церкви уделять свою Кровь, не престаёт спасать. Поэтому кажется очевидным, что наибольшая жертва, которую – согласно святой Екатерине – человек может принести Богу, это отдать свою жизнь за Церковь. Церковь, ослабленная спорами и расколами, Церковь, переживающая кризис, не должна быть менее любима, так как более чем в период мира и гармоничного расцвета нуждается в отважном свидетельстве, мученичестве. Екатерина Сиенская прекрасно поняла (и этому учит нас), что Церковь в момент кризиса очень нуждается в свидетелях истины, готовых отвергнуть удобства и спокойствие, перенести оскорбления и насмешки, и даже – отдать жизнь в служении Невесте Христовой. Екатерина много лет трудилась, страдала и молилась за Церковь, болезненно испытывая, как тяжко служить Церкви в трудные времена. Она испытала много унижений и понесла много поражений, но до конца была убеждена, что это плодотворная служба и нужное свидетельство. Так как поражение и неудача свидетеля служит возрастанию Церкви, укрепляет ее и более чем пустые дискуссии и протесты, лишенные огня пламенной любви.
Отправить комментарий