Из статьи брата Григория Цверкевича ОР, Medicor sub iudice celo. Описание врачебной практики брата Николая Польского ОР на основе анализа текстов Antipocrates и Experimenta, 1.
В средневековом мышлении преобладал взгляд, что между constitutio, то есть состоянием первоначальной гармонии, и restitutio – окончательным состоянием, человеческая жизнь является пространством срединным, neutralis. Это пространство ознаменовано хрупкостью и слабостью человека, который именно здесь и сейчас испытывает страдания и болезни. Согласно Арнольду де Вилланова, врачу и светскому теологу, который жил на рубеже XIII-XIV веков, дар Бога коим является медицина, позволяет приносить облегчение в этом пространстве – не только физическое, но и духовное. Таким образом действия врача должны были облегчить людям «путь в небо». Поэтому не удивляет тот факт, что жившие в те времена, желая как можно лучше прожить свою жизнь, постоянно искали новые талисманы, а в каждой хвори видели предупредительные знаки от самого Бога. Быть больным означало гниение – быть частично трупом. Состояние болезни означало порчу выделений и жидкостей в теле, несмотря на то что человек еще был жив. Эти жидкости Вилланова называет хуморами. Интуиция и опыт показывал, что соприкосновение с ними будь то через физический контакт, будь то посредством воздуха грозит заражением. Чтобы предохраниться от такого типа «нечистотой», больного попросту изолировали. Кроме того, использовали множество других методов, начиная с кровопускания, вскрытия ран, ограничений в пище, вплоть до обвешивания драгоценностями и разного рода талисманами. Обычно использовали различного типа мешочки, наполненные зельями, микстурами и сушенными частями животных. Продажа таких «чудотворных вещиц» цвела прежде всего на рынках, но хватало и знахарей, которые ходя по домам, обещали больным выздоровление, если только они используют купленные у них препараты. Вера людей не только в деревнях, но также и в крупных городах в целительную силу, скрытую в природе, была огромной. Одним из способов предохраниться от заболевания в XIII веке было также следование законам вселенной. Солнце должно было управлять правой стороной тела и сердцем, Луна же – левой стороной и желудком. Также в орденах, кроме обращения за исцелением к святым, не отступали от такого типа практик и верований. Монастырская медицина появилась в XIV веке и корнями уходит в бенедиктинскую традицию. Монастыри часто содержали хосписы, где больные получали необходимую помощь. Обратившиеся в монастырь могли рассчитывать на еду, ванну и лекарства. Кроме традиционно составляемых снадобий из трав, монахи рекомендовали также причудливые в сегодняшнем понимании способы.
Отправить комментарий