Проповедь De tempore во Второе Воскресенье Адвента Перегрина Опольского.
Et erunt signa in sole et luna et stellis … (Лк 21,25).
В сегодняшней евангелии святой Лука описывает нам дивные и страшные события, которые всем праведным и святым возвещают спасение и радость, а всем грешникам страдание и вечную утрату души и тела. Ибо говорит: будут знамения. Посему грешники будут дрожать от огромной тревоги, огромного страха и боязни огромной беды, которые придут на весь мир. Ибо знамения предшествуют Суду и пришествию Христа, и будут таковыми события особенные. Почему именно солнце и луна, которые являются очами небес и столь прекрасные, и сияющие, что своей красою весь мир украшают, должны перед Судным днем так прискорбно измениться?
Послушайте, что говорит Иоиль: Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (2,31). Скажи нам, святой Иоанн, что ты еще узрел в откровении Господа: я взглянул… - говорит он – и вот, произошло великое землетрясение, то есть вся земля задрожала. И солнце стало мрачно… и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю (Откр 6,12-13). А вот, что говорит святой Матфей, который пыл писарем Господа: Солнце – говорит - померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба (24,29). И будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (ср. Мф 24,21). И станет, что море страшно возмутится, как говорит Иероним: «Тогда море поднимется на сорок локтей превыше всех гор, которые есть на свете, и станут как стена».
Человек может только гадать, почему Господь даст это знамение, предваряющее наступление Судного дня. Хочу тебе это сказать. Во-первых, чтобы ты устрашился и изменил свою жизнь. Во-вторых, следует, чтобы вся семья переживала тревогу, когда тревожится отец семейства. В-третьих, чтобы Бога не считали изменником, который наносит удар неожиданно. В-четвертых, чтобы возвестить огромные несчастья и страдания, которые падут на грешников. «Глосса»: Эти знамения являются ничем иным, как только предвестием гнева этого страшного Судьи. В-пятых, чтобы все творение могло подготовиться к встрече со своим Творцом в день Суда. Ибо когда приближается битва, обычно производят смотр вооружение. Властители делают это для того, чтобы собрались их подданные, приготовленные к битве. То есть, появятся эти знамения, прежде чем Бог начнет карать своих врагов. А после этих знамений увидят Сына Человеческого, грядущего с великой силою (ср. Мф 24,30), то есть с воинством небесным, то есть с ангелами и апостолами, с мучениками, исповедниками и девами. Придет Он с мечем обоюдоострым, чтобы рассечь грешника пополам, оглашая приговор телу и душе, от которого уже не будет апелляции. И уже никто не будет заступаться за другого, ни отец за сына, ни мать за дочерь, ни друг за друга и не поможет ни золото, ни серебро, но только одна заслуга и праведность спасет человека. Посему Он скажет, как в Книге Второзакония: никто не избавит от руки Моей (32,39), ибо никто – даже Мария – не столь могущественна, никто не столь превосходен, не столь богат и мудр, чтобы в тот час смог спасти хоть одну душу, запятнанную смертным грехом.
Страшный это будет меч, то есть приговор Христа, который прекрасно аллегорически представлен в 1 Книге Паралипоменон: И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, то есть Христа в час Суда, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим (21,16). «Глосса»: Ангел, стоящий между небом и землей это Христос в час Суда, стоящий между праведниками и грешниками, то есть между небожителями и обитателями земли, которые более возлюбили земное, чем небесное; обнаженный меч, это меч готовый к исполнению приговора; простертый на Иерусалим, то есть против народа христианского, ибо кто не верит, уже осужден (Ин 3,18); поэтому под суд попадут только дела милосердия христиан. О, чтобы мы уже сейчас обратили свои взоры на этот меч!
Послушаем притчу о некоем человеке, по имени Дионисий, которого царь Домад спросил: «Хочешь ли ты, Дионисий, иметь участие как в моей доброй, так и в злой доле»? Когда тот ответил, что хочет, его одели в царские одеяния и поставили перед ним царские блюда. Вдруг обнаженный меч, висящий на шелковой нити, начал дрожать над его головой. Увидев это, Дионисий устрашился и забыв о роскошных яствах, которые стояли на столе, и о богатых одеяниях, отскочил от стола, оставив все. Ибо этот меч отделит злых от праведных и пошлет грешников в разожженный огонь.*
(Здесь расскажи, как грешники будут приговорены к различным адским наказаниям, ибо иначе будут покараны гордые, иначе похотливые и другие, о которых говорит Григорий в «Диалогах»).
А посему, как говорит Златоуст: «Не будут ходатайствовать ни богатства за богатых, ни родичи за родичей, и ангелы не будут заступаться за людей, как это делали до сих пор, ибо природа Судьи не знает милосердия».
Потом Христос будет припоминать злым оказанные им благодеяния и будет требовать их смерти как расплаты за то, что Он для них сделал. Будет говорить: «Человече, взгляни на крест, на котором Я за тебя был распят! Взгляни на гвозди, которые пробили мои руки и ноги! Взгляни на копье, которое вскрыло мой бок! Взгляни на терновый венец, которым я был увенчан! Взгляни на мою избитую бичами спину! Взгляни на раны на моей голове! От стоп до темени Я позволил себя мучить. И все это, человече, Я терпел ради тебя! Где твое сострадание? Когда все творение сочувствовало Мне на кресте, ты, человече, ни чуть! Я, твой Творец, создал тебя из ничего, а когда сатана тебя предал, Я искупил тебя. Все, что есть на свете, Я создал для тебя: луну, солнце и звезды, день, землю с небосводом, животными, деревьями и плодами, огонь, чтобы тебя согревал, воды, которые наполнил рыбами, и над всем этим Я тебя установил властителем. Ты же во зло использовал все это и посему весь мир кричит, жалуясь на тебя».
Небо откроет беззаконие твое (ср. Иов 20,27) и тогда нечестивые узрят шесть несчастий. Во-первых, свои грехи. Во-вторых, увидят творение, приготовленное к сражению. Потом узрят раскрытую преисподнюю, готовую поглотить их. Также Судью, разгневанного и приготовленного к вынесению приговора. Узрят также ангелов готовых отделять их от праведников и злых духов, жаждущих смерти каждого. (Пример об отшельнике, который видел злых духов, ожидающих смерти богача, которые как мухи садились вокруг его рта, чтобы схватить его душу). Окончательным несчастьем нечестивых будет то, что они никогда не будут спасены. Праведники же соберутся под знаменем святого креста, под которым сражались в этом мире. Поднимет Господь знамя (ср. Ис 11,12). Те, что будет иметь на челе этот знак с написанными добрыми делами, войдут в царство небесное.
Пример о покаявшемся разбойнике. Он, когда его не хотели впустить на небо, показал знак креста и вошел туда, куда и нас пусть приведет Иисус Христос. Аминь.
* Имеется в виду легенда о Дамокловом мече, Перегрин путает: царем был Дионисий, а Дамокл – занявшим его место. Меч висел на конском волосе.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий