Сверхъестественное послушание

12/03/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, II. Пять факторов основания Ордена, 4.

Огромная роль, которую сыграла на всех этапах основания ордена иерархическая и орденская власть, придает конечно равно огромное значение сверхъестественному послушанию. Послушание Диего папе в 1206 году, когда тот запретил ему отправяться на миссию к язычникам, послушание Доминика тому же папе, который не позволил ему составить собственный устав, послушение братьев Доминику, когда против их воли он решил разослать их в 1217 году, наконец послушание Доминика некоторым решениям генерального капитула в 1220 году. Эти акты послушания требовали ообенного самоотречения, так как нужно было принимать решения, которые как казалось, противились апостойльской цели и ревности. Современники признали их однако провиденциальными. Мы также. Без них не было бы ордена.

Приведу только один пример. Если бы в 1206 году Иннокентий не отверг огромную апостольскую жажду епископа Осмы и св. Доминика, они бы присоединились к миссии северных немцев из Бремена и Риги или, что более правдоподобно, к миссии датчан из Лунда. Отдали бы таким образом свое евангельское рвение на службу миссии предпринимаемой с позиции силы, частой в христианстве, в которой несомненное благородство герольдов Евангелия поддерживала армия короля Вальдемара или войска крестоносцев или Ордена Меченосцев. Обычно, в определенный момент таких миссий войско выходило на первый план, чтобы наказать язычников за какое-то жестокое вторжение, соединенное с грабежом, уничтожением санктуариев, и быть может, убийством миссионеров и новых христиан. Потом крещенных принуждали к сохранению веры, побежденных язычников – к принятию крещения, а твердая система десятин и других форм зависимости, типичных для христианских земель, заканчивала установление новой провинции христиансква датского или немецкого.

Не с таким подходом отправлялись на поиски куманов миссионеры-Проповедники, посланные в 1220 году Домиником на восточные границы Венгрии. Они не ждали поддержки какого-либо войска. Миссионерский Орден Проповедников, подобно как Минориты, имел совершенно инное, новой представление о евангелизации: хотел вести её в мире и в нужде евангельской бедности, но с рвением Духа.

Разве принимая в 1215 году предложение Иннокентия III выбрать какой-либо из уже существующих уставов Доминик беспокоился о том, что это не даст ему возможности создать собственный устав? На это мы уже ответили. Ни один текст, ни один факт не позволяет этогоутверждать, или даже подозревать. Даже наоборот, мы наблюдаем его радость от получения в 1216 году, ценою принятия братьями уже существующего устава, чего он более всего жаждал для своих братьев, то есть звания и должности проповедников. Подобно как Диего в 1206 году, Доминик сохранял безусловное послушание, убежденный, что поступая так хранит верность Богу. Руководило им также рвение и глубокое чувство солидарности, которое соединяло тогдашний мир духовных.

Его послушание вытекало из более общего, а прежде всего более глубокого отношения доверия и открытости на Церковь и Бога. В период 1206-1214 гг. Доминик не предпринял никаких собственных инициатив в деле основания Ордена Братьев Проповедников. За то полностью присоединился к инициативе своего епископа, синодов и папы. Это не была только обычное подчинение или глубоко сознание необходимости дисциплины и авторитета, а добровольное отождествление себя, приближающееся в его связи с Диего до полного соединения сердца и духа. Он принял как собственные три инспирации епискпа: призвание к миссии в далеких краях, идеал нищенствующего проповедничества и идея о создании постоянной, подтвержденной папой, общины проповедников. С другой же стороны он приложил свой разум и все силы, чтобы создать такую группу проповедников, которую желал синод в Авиньоне и Латеранский Собор. Он вооружил её духовными и интеллектуальными силами, которые явил ему обостренное чувство Церкви и его времени. Прежде всего он постоянно был чувствителен к знамениям Провидения, готов пожертвовать себя без меры, как только придет на то время. Где следует искать источники этой преданности, этой открытости, этого рвения? Неомненно в его непоколебимой верности собственному призванию.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий