Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизма и иерархия в основании Ордена Братьев Проповедников, II. Пять факторов основания Ордена, 5.
Необычайное разнообразие инициатив и огромное число лиц и групп, влияние которых мы отследили, быть может создали мнение, что звание основателя не принадлежит исключительно св. Доминику. Ничего подобного. Это именно он загорелся идеей создания орена как одной из проповеднических институций, для которых Церковь только создала условия существования. Только он смог его оживить вдохновением и евангельским образом жизни, что должно было сделать орден постоянным, а его действиям обеспечить результативность. Именно он стал причной его развития, с самого начала до того момента, когда он мог далее развиваться самостоятельно. Он сам наконец, еще перед смертью, смог обеспечить ему сильную позицию в мире.
С достойным восхищения благородством и проницательностью он собрал, рассмотрел, соединил, и наконец собственной жизнью подтвердил главные елементы этого вида деятельности, создание которой было целью его жизни. Наверняка в начале этого пути он не знал, каков будет его конец. Не знал даже на очередных этапах, каким будет следующий этап, и многократно предпринимал решающие шаги, руководствуясь светом, более высоким, чем собственное понимание. В нем действовала сила, которая обеспечивала постоянство развития, и сверхъестественная энергия исполнения того, что он замыслил, Так как он всегда был готов полностью отдать себя, даже в мученничестве – если Бог позволит это – ради спасения людей, далеких и близких, где бы они не находились.
Кроме того замыслы Доминика характеризовались не только благородством и рвением, но также постоянством и непоколебимой выдержкой, которые позволяли ему предпринимать все, что от него зависело, и одновременно ожидать подходящий момент, чтобы воплоить то, что зависело от других, особенно от Церкви. Мы уже подчеркивали его основное послушание Господу, которое делало его чувствительным к призванию душ, к приглашению людей, а прежде всего к занмениям времени, являющим Божий час. К источникам его выдержки следует добавить еще и смирение. Долгое время он оставался рядом со своим епископом, прелатами Юга и папскими легатами, в тени других, смирение останавливало его от слишком ранних решений, соломенного огня неофита и анархии вольного стрелка. Он умел ждать, пока не минут неизбежные события, пока дозреет право и дозреют сердца его братьев. Терпение ожидания, плод того же самого сверхъестественного смирения, которое заставляло его долгие ночные часы проводить на молитве, так как эти ночные бдения не уменьшали его апостольского рвения. Et in meditatione exardescet ignis. Когда наконец-то пробил час, он действовал с тем более огромным рвением и эффективностью. Это то «невероятное» рвение и смирнная выдержка апостольской любви св. Доминика позволили ему воплотить на пятидесятом году своей жизни, как это бывает во многих других подобных предприятиях, благородную идею и призвание своей молодости.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий