Проповедь De tempore в Третье Воскресенье Адвента Перегрина Опольского.
Ioannes autem cum audisset in vinculis opera Christi… (Мф 11,2)
В этой Евангелии мы должны обратить внимание на три момента. Во-первых, на то, что царь Ирод схватил Иоанна и вверг его в темницу. Во-вторых, на то, что Иоанн, будучи в темнице, выслал двоих учеников, чтобы они спросили Христа: Ты ли Тот, Который должен прийти? и т.д. В-третьих же, на то, что Господь в присутствии народа дал свидетельство об Иоанне, говоря: что смотреть ходили вы в пустыню? И в этом последнем слове Он напоминает нам нашу ситуацию, чтобы мы ее лучше осознали. Посмотрим же, откуда мы должны уйти, куда отправиться и что делать. Наверняка мы должны уйти от тех, кто склоняет нас ко греху, и должны мы отправиться в пустыню покаяния, чтобы там достичь состояния благодати и созерцать, погрузившись в молитву, небесные тайны.
Об уходе речь идет в Первой Книге Маккавеев, когда Маттафия воскликнул: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною! И убежал сам и сыновья его в горы, оставив все, что имели в городе (2,27-28). Точно так и мы должны оставить зло и вскарабкаться на горы, то есть достичь совершенства жизни, смотря на жития святых, как на вершины. Огромной и высокой горой была Мария, совершенная в добродетели смирения, Елизавета – в посвящении себя, Мартин – в щедрости, Алексей – в бедности, Магдалина – в покаянии, а Мария Египетская – в соединении в себе всех этих добродетелей.
Посему говорит евангелист: Иоанн же, когда услышал. Иоанн был пророком в Иудее, в которой грешными евреями правил язычник Ирод. Делал там Ирод много зла; среди прочего, вопреки Божьему закону, женился на жене своего брата. За это преступление Иоанн выговаривал его словами: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк 6,18). За эти выговоры Ирод поймал его и связанного вверг в темницу.
Посмотри, что означают эти слова. Иоанн, имя которого переводится как «благодать Божья», представляет праведного мужа. И это верно, ибо Бог дает свою благодать только благим, которых делает достойными вечной жизни. Поэтому Бернард говорит: «Если есть у тебя какие-то заслуги, то благодаря полученной упреждающей благодати. Ибо Бог ничего иного в нас не награждает, как только свои дары». Ирод, имя которого переводится «сменяющий кожу», представляет сатану. Грехи – это путы, которыми он нас связывает. Посему Ирод, то есть дьявол, ввергает в темницу Иоанна, то есть праведного человека. Ввержение же в темницу представляет, что праведник, искушённый дьяволом, грешит с соизволением, теряя таким образом свободу. Отрубленная же голова Иоанна представляет отпадение праведника от Христа в результате смертного греха.
Читаем, например, об одном отшельнике, который увидев красивую дочь сарацина, возжелал ее и из любви к ней отрекся от Христа и веры. И вскоре из уст его вылетела и взмыла в небо белая голубка, которая только после долгого плача и моления вернулась к нему. Этот случай должен стать предупреждением для многих.
Во-вторых, евангелист говорит, что Иоанн, будучи в темнице, послал ко Христу двух своих учеников, чтобы спросили Его: Ты ли Тот, Который должен прийти? Не потому, что Иоанн сомневался, что Он и есть Христос, поскольку Иоанн это знал. Ибо сам объявил миру приход Того, на которого указал, окрестил и над которым узрел открытые небеса и Духа Святого, нисходящего под видом голубки, и услышал голос Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (Лк 9,35). И в этом нас поучают, чтобы мы делали в духе то, что Иоанн сделал физически, когда отправил ко Христу двоих посланников. Воистину, тот, кто видит, что был заключен Иродом, должен послать ко Христу двух посланников, то есть истинное сокрушение и искреннее исповедание грехов. Ради огромного сокрушения Иона был освобожден из чрева кита, а благодаря искреннему покаянию Давид был освобожден от наказания за грех прелюбодеяния.
Сокрушение может быть двояким. Одно таково, что не смотря на него человек осуждается. Так происходит тогда, когда человек чувствует сокрушение и оплакивает свой грех, но по причине стыда не хочет исповедоваться и, хотя без труда может найти исповедника, сам себе назначает покаяние. Такое сокрушение плохо. Такое сокрушение чувствовала некая жена, которая сама себе назначила покаяние, а одержимый дьяволом видел ее стоящей перед алтарем и плачущей, и смеялся над ней.
Иное сокрушение, благодаря которому человек удаляет зло с корнями. Сколь же оно велико и сколь редко может человек его возбудить! Представь себе, что все твои друзья лежали бы пред тобой, убитыми, а с другой стороны, лежал бы один смертный грех. Тогда ты более должен скорбеть по причине совершенного греха, чем по всем убитым друзьям. О нем сказано: Велико как море сокрушение твое (ср. Плач 2,13). Такое сокрушение чувствовала Магдалина и Петр, а также парижский клирик, который по причине плача не мог иначе исповедоваться, как только используя таблички.
Но ты говоришь: «Я такого сокрушения никогда не чувствовал». Тогда я научу тебя, как возбудить сокрушение. Сначала ты должен сожалеть, что совершил грех, моля, чтобы его больше никогда не совершать, и наконец постановить остерегаться греха в будущем. Благодаря такому сокрушению можешь быть спасенным.
Двумя посланниками также являются: благие дела и пламенная любовь. Первого посланника отправляет Товит, которому ангел сказал: твоя благотворительность не утаилась от меня (Товит 12,13). Второго отправил Иов, когда говорил: Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных? (Иов 30,25).
Двумя посланниками также являются: благочестивая молитва и смирение. Первого посланника отправляет Илия, когда своей молитвой заключил и отворил небо. Второго послал мытарь, когда не смел поднять очей к небу. Таким посланцам отвечает Господь: слепые прозревают, и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат (Мф 11,5), как бы говорил: «Каждого, кто слеп верой или хром в благих деяниях, или прокажен плотскими удовольствиями, если уверует в меня и будет прибегать ко мне, Я исцелю. Подобно как слабых исцеляю телесно, так верующих в Меня исцелю душевно».
Так была исцелена некая жена, которая двенадцать лет страдала кровотечением. Христос сказал ей: Вера твоя тебя исцелила (Мк 5,34). Также благодаря вере были исцелены сыны Израиля, когда ужаленные огненными змеями, обращали взоры на медного змея, то есть на Христа (Числа 21,4-9). Точно так был исцелен тот разбойник, который пришел на проповедь, чтобы присмотреться к собравшимся, а потом их ограбить.
(Расскажи о семи церквах, которые были построены в его сердце)*. Просим Господа и т.д.
* «Имеем пример об одном рыцаре, который был страшным грабителем. Наконец, пришел он к проповеднику и вот запало ему в сердце слово Божье, чего он совершенно не ожидал. Когда проповедник закончил, рыцарь тотчас же исповедался. Его исповедник назначил ему в качестве покаяния построить семь церквей. Рыцарь принял покаяние, а когда вернулся домой, неожиданно умер. Когда вскрыли его сердце, нашли в нем семь построенных из золота церквей, ибо Бог уже принял его покаяние. Так рыцарь был спасен». (Из проповеди в Четвертое воскресение Великого Поста)
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий