Из статьи брата Григория Цверкевича ОР, Medicor sub iudice celo. Описание врачебной практики брата Николая Польского ОР на основе анализа текстов Antipocrates и Experimenta, 2.
В средневековой истории доминиканского ордена в Польше на передний план выступает особа брата Николая. Он стал известным благодаря своим не конвенциональным методам лечения и радикальной – даже в те времена – диете, состоящей главным образом из змей, жаб и ящериц. Готовил он их не только для своих «обычных пациентов», но также вводил её при дворе Лешка Черного, а также в конвенте краковских доминиканцев, о чем свидетельствует Анналы Траски*. Из небогатой информации, которую мы имеем о брате Николае, с одной стороны открывается особа харизматического и противоречивого лекаря, с другой же ученого и благочестивого монаха. Сомнительно, что был он польского происхождения. Существует несколько версий его имени: Ришард Ганшинец называет его Николаем Польским (Nicholas de Polonia). Другие авторы добавляют еще другие определения: Nicolas de Bohemia, Niklas von Mumpelier. Это указывает на происхождение из университетской среды. В средневековье студенты на основании подбираемых прозвищ идентифицировали себя с определенной национальностью. Поляки в то время не составляли отдельного братства и чаще всего присоединялись к братствам германской национальности. Таким образом это пример того, когда ученый является gente Germanus, natione Polonus – германского происхождения, польской национальности.
Именно Силезия в начале XIII века была местом, где чаще всего селились немецкие колонисты. Родился он приблизительно в 1230 году. Будучи юношей, вступил в Орден Проповедников. Такой путь давал возможность образования не смотря на отсутствие необходимых средств и открывал двери для выезда в университет. Около 1250 года он начал свое более чем двадцатилетнее пребывание в университете в Монпелье. Там оно получил не только основательное образование, но также преподавал искусства в качестве лектора в орденской генеральной школе. Также здесь он постоянно контактировал с развивающейся медициной, которую начали преподавать в университетах. Кажется сомнительным, что Николай получил степень врача. Однако это не помешало ему после возвращения в Польшу, около 1275 года, немало прославиться. Анналы Траски сообщает, что в 1278 году он перебывал как при дворе Лешка Черного, так и в основанном им монастыре Доминиканцев в Серадзе. Этот факт свидетельствует, что слава доминиканца, начала которой уходят, быть может, во времена его пребывания в Монпелье, возрастала. Также в это время правдоподобно было написано его главное творение Antipocrates [Ant(i)hippocra(te)s], которое отражает подход и идеи Николая. Это агрессивная критика медицины в её схоластической форме. Единственная рукопись Antipocrates находится в Берлине и датируется XIV веком. Поэма является полемикой, по примеру Алан Лилльский (†1202), который философски обосновывая христианскую веру, написал подобный по стилю текст Anticlaudianus. Алан был сторонником Платона и Птолемея, что должно было понравиться Николаю, и более того, он также был в университете в Монпелье. Использование леонинских рифм в поэме и множество окситанских слов подтверждает как отношение Николая к университетской среде, так и знание лангедокского диалекта из региона Монпелье. Что касается другого его творения – Experimenta – сомнительно то, что Николай действительно был его автором. Заглавие соответствует греческому слову εµπειρια, то есть позднейшему «рецепт». Эти одиннадцать манускриптов – собрание рецептов для составления лекарств, которые Николай якобы изобрел и лично протестировал их эффективность. Язык текста более простой, чем в Antipocrates и в нем нет столь явной критике тогдашней медицины. Зато явно наблюдается сильная связь содержания с другими медицинскими книгами, которые писались в те времена в Монпелье. Существует еще текст Chirurgia, который находится в одном экземпляре ватиканской рукописи № 1117. Краткое описание его, содержащееся в работе Зюдхоффа Beitrage zur Geschichte der Chirirgie im Mittelalter показывает, однако, что только на основании главы о змеях это творение можно приписать Николаю.
* Анналы Траски (Rocznik Traski) – польские средневековые хроники, охватывающие период 965-1340 годов. Авторство приписывается упомянутому в заглавии Траске. В последней записи хроники, датированной 1340 годом упоминается, что особа с таким именем принимала участие в его составлении. Правдоподобно, был это человек приближенный к княжескому двору в Кракове. Содержание хроники подсказывает, что мог он быть доминиканцем или имел доступ к ныне утраченному источнику, связанному с доминиканцами.
Отправить комментарий